Оценка функции равновесия как индикатора состояния здоровья студентов технических вузов

Авторы:

Булавкина Татьяна Александровна , (доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 241037, Россия, г. Брянск, проспект Станке-Димитрова, дом 3, e-mail This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.)

Дубогрызова Ирина Александровна , (доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 241037, Россия, г. Брянск, проспект Станке-Димитрова, дом 3)

Неклюдова Галина Александровна , (доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры теоретической механики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный технический университет», 241035, Россия, г. Брянск, бульвар 50-летия Октября, дом 7)

Аннотация:

В статье рассматривается возможность экспресс-оценки функционального состояния студентов на основании оценки статодинамической устойчивости с помощью стабилометрической платформы. Сопоставляются результаты оценки биологического возраста по методике Войтенко и оценки функции равновесия. Материалы. Применение компьютерных стабилографических систем на современном этапе развития технических устройств позволяет эффективно диагностировать состояние здоровья студента. Этот метод относительно прост в использовании, занимает около 4-5 минут для обследования одного человека. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, стабилометрия, статистическая проба, динамическая проба, статистическая обработка данных. Результаты. Методика Войтенко использовалась для оценки состояния здоровья в рамках обучения студентов методам самодиагностики, самооценки и самоконтроля своих физиологических возможностей, что является важнейшим принципом выстраивания образовательного пространства кафедры физического воспитания с целью ориентации студентов на здоровый образ жизни. Определение студентами своего биологического возраста может способствовать их переориентации на здоровый образ жизни, являющийся также залогом более успешного обучения профессиональным навыкам. Заключение. Применение стабилографического метода для оценки состояния здоровья по методике Войтенко статистически не подтверждается (p≥0,05), но наблюдается тенденция связи стабилографических показателей и краткосрочного прогноза успешности и результативности физкультурно-спортивной деятельности в координационно сложных действиях (спортивные игры). Предполагается, что проведение дальнейших исследований позволит выявить достоверные связи при использовании стабилографического метода в качестве метода для определения состояния здоровья студентов.

Ключевые слова:

стабилография, состояние функции равновесия, биологический возраст, состояние здоровья, студенты технических вузов.

DOI: 10.14526/02_2018_329

Скачать полный текст статьи