Концептуальные основы повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов

Авторы:

Е.А. Анисимова , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Л.Д. Назаренко , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Повышение результативности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов является сложной проблемой, привлекающей внимание опытных тренеров и творчески мыслящих спортсменов. Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что попытки дальнейшего развития скоростно-силовых качеств, поиска путей выявления оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки, реализация волевого потенциала не дают ожидаемого эффекта. Это стало одной из причин обращения спортсменов к фармакологическим средствам, активизирующим кинезиологический потенциал. В то же время специалисты по психологии, биомеханике, теории спортивной подготовки, философии, педагогике считают, что использованы на все способы повышения интеллектуальных и двигательных возможностей спортсменов. Материал.Практика мирового спорта показывает, что в разных условиях соревновательной деятельности, атлеты с одним и тем же уровнем функционального состояния, психологической, физической и технической подготовленности показывают различные результаты. Очевидно, что до настоящего времени недостаточно исследованы возможности человеческого организма, способствующие повышению спортивных результатов. Методы: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. В данной статье раскрывается значимость углубления теоретической подготовки путем более глубокого осмысления основополагающих методологических подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического, синергетического, использование которых способствует активизации внутренних процессов, стимулирующих интеллектуальную и двигательную деятельность, что позволяет выйти за пределы привычных представлений о построении тренировочного процесса. Теоретическая подготовка включает широкий круг вопросов, решение которых позволяет на более высоком уровне совершенствовать систему спортивной подготовки, обеспечивающей рост высоких результатов. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что включение интеллекта спортсмена, использование анализа накопленного субъектного опыта, возникающих ощущений и специфических чувств настраивают атлетов на поиск путей самосовершенствования, реализации природного потенциала для достижения планируемого результата.

Ключевые слова:

бег, спринтерские дистанции, методологические подходы, техническая, физическая подготовленность, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_98

Скачать полный текст статьи

Методика контроля рационального положения тела спринтера во время бега

Автор:

А.Н. Катенков , (аспирант, ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Высокая динамичность спортивных достижений требует постоянного совершенствования содержания спортивной подготовки бегунов. По мнению многих специалистов по легкой атлетике, одним из перспективных направлений обновления спортивного мастерства является разработка и использование педагогических условий, не позволяющих спортсмену допускать ошибочных действий, искажающих рациональную технику беговых шагов. Материалы. Особенностью спринтерского бега является максимальное нервно-мышечное напряжение, требующее колоссальных затрат мышечной энергии в минимально короткий период времени, что не позволяет спортсмену сконцентрироваться на контроле выполняемых моторных актов. Это обусловливает необходимость разработки специальных технологий, применение которых обеспечивает объективный контроль параметров беговых шагов. Получение срочной информации о характере движений позволяет спринтеру своевременно реагировать на возникающую двигательную задачу по коррекции характеристик двигательных действий, повышающих их эффективность. Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы, тестирование, проектирование и конструирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. В данной статье предлагается простое и информативное устройство для контроля и своевременной коррекции величины амплитуды колебательных движений тела бегуна в передне-заднем направлении. Спроектированная конструкция позволяет установить обратную связь и получить своевременную информацию о положении тела в пространстве, влияющем на результат соревновательной деятельности. Данное устройство обеспечивает воздействие звукового сигнала на II сигнальную систему, что позволяет спортсмену без дополнительных интеллектуальных и волевых усилий скорректировать расположение частей и звеньев тела в ходе преодоления соревновательной дистанции. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенной автором методики педагогического контроля и коррекции колебательных движений тела бегуна в передне-заднем направлении на основе надежного устройства, применение которого обеспечивает получение объективных показателей по одному из важных параметров беговых шагов – величине амплитуды колебательных движений тела в передне-заднем направлении. Применение данной конструкции способствует повышению эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

Ключевые слова:

спринтерские дистанции, техника бега, конструирование устройства, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_99

Скачать полный текст статьи

Формирование способности к экстраполяции как условие повышения спортивного роста в волейболе

Авторы:

Л.А. Кочурова, (кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Н.В. Аврамова, (кандидат педагогических наук, Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100 )

А.В. Бурцев, (кандидат педагогических наук, Самарский государственный технический университет, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100 )

Аннотация:

Поиск новых путей совершенствования системы спортивной подготовки на основе более глубокого изучения кинезиологического потенциала дает тренеру возможность использовать различные подходы к построению тренировочных занятий. Являясь высокодинамичной игрой, волейбол предъявляет повышенные требования к изменчивости структурного содержания моторного акта в связи с постоянным возникновением новых игровых ситуаций, требующих выполнения усвоенного приема с существенными изменениями его параметров: направлением движения, скоростью перемещения, силы и траектории полета мяча и т.д. Это связано с необходимостью смены условий выполнения усвоенного ранее технического приема. Конструирование новых форм двигательных действий осуществляется более успешно при упрочении двигательного навыка. Материалы. Одними из факторов, определяющих технико-тактическую подготовленность волейболиста, являются экстраполяция двигательных действий, формирование новых навыков на базе усвоенных ранее. В основе этого явления заложено использование базовой структуры изучаемого двигательного действия как необходимого условия для его выполнения в системе однотипных по структуре упражнений, но в другой ситуации. Такая вариативность двигательных действий связана с изменением условно-рефлекторных связей при формировании новых двигательных навыков. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Повышение уровня технико-тактической подготовленности волейболисток связано с многократным выполнением двигательных действий со сходной структурой, что снижает работоспособность, эмоциональность тренировочных занятий, обусловливает более быструю утомляемость. Разработана методика, обеспечивающая совершенствование механизма экстраполяции на основе расширения диапазона использования подготовительных и подводящих упражнений в волейболе и экспериментально проверена ее эффективность. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что явление экстраполяции спортивной деятельности волейболиста является значимым фактором, обеспечивающим повышение уровня физической и технико-тактической подготовленности. Разнообразие мышечной нагрузки повышает интерес к учебно-тренировочному процессу, оптимизирует психо-эмоциональное состояние спортсменок.

Ключевые слова:

волейбол, экстраполяция; техническая, физическая подготовленность; педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_101

Скачать полный текст статьи

Организационно-методические особенности совершенствования отбора детей для занятий ударными единоборствами, применяемые в спортивных школах

Авторы:

В.Д. Коба , (кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, проспект Московский дом 95, Набережные Челны, Россия, 423812)

Аннотация:

Спортивныеударныеединоборства предъявляют к спортсменам комплекс специфических требований, которые необходимо учитывать в ходе отбора детей и подростков в спортивные школы. Первая проблема, с которой сталкивается любой тренер, связана с комплектованием группы начальной подготовки. Материалы. В статье рассматриваются организационно-методические особенности совершенствования отбора детей для занятий ударными единоборствами, применяемые в спортивных школах. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ документов планирования, анализ тренировочной деятельности боксеров. Результаты. На основе обобщения опыта ведущих тренеров России по отбору детей для занятий единоборствами рекомендовано при организации начального отбора учитывать следующие факторы: наличие у занимающихся обостренного чувства чести и самолюбия; социальные условия и близости места жительства от основной тренировочной базы; высокий уровень показателей выносливости; координационная одаренность в упражнениях; оптимальное соотношение роста и массы тела; принадлежность к спортивной семье. Заключение. Критерии отбора в боксе меняются в зависимости от этапов подготовки. На начальном этапе к занятиям допускаются все желающие, но они обязаны пройти необходимый отбор и ориентацию. Боксом без малейшего вреда здоровью можно заниматься с детства. В нашей стане занятия данным видом спорта разрешены с 10-летнего возраста.

Ключевые слова:

ударные единоборства,отбор детей в боксе, группы начальной подготовки.

DOI: 10.14526/01_1111_100

Скачать полный текст статьи

Моделирование спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой

Авторы:

И.А. Мингалишева, (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Л.Д. Назаренко, (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Фитнес-аэробика является видом спорта, пользующимся огромной популярностью благодаря реализации ее оздоровительной, развивающей, формирующей функции, а также возможности самопознания, самоактуализации и самореализации. Отсутствие в содержании соревновательных программ сверхсложных и рискованных элементов делает данный вид спортивной деятельности доступным для всех категорий населения, учащейся молодежи и др. Материалы. Большое количество людей привлекает возможность самовыражения для повышения уверенности в себе, самооценки, а также обеспечения оптимального объема двигательной активности, характер которой соответствует интересам, запросам и потребностям занимающихся. Фитнес-аэробика при систематичности тренировочной нагрузки способствует улучшению фенотипического статуса, обладает значительным адаптационным и коррекционным потенциалом. Методы исследования: анализ научной и методической литературы, обобщение педагогического опыта специалистов-практиков в области фитнес-аэробики; педагогический эксперимент, моделирование, наблюдение, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. В данной статье представлена разработанная модель повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой, базирующаяся на основных концептуальных положениях, принципах спортивной тренировки. В модели раскрываются педагогические условия и факторы, влияющие на результативность тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Моделирование располагает широкими возможностями для усвоения закономерностей разработки композиции в соответствии с правилами соревнований по фитнес-аэробике. Методика повышения исполнительского мастерства включает в свое содержание упражнения для развития двигательно-координационных качеств, хореографии, танцевальные упражнения, современные латино-американские, африканские, восточные и историко-бытовые танцы, характеризующиеся разным ритмом, экспрессией, пластикой и выразительностью движений, что дает занимающимся возможность раскрыть свой внутренний мир, обогатить его новыми познаниями, элементами общей и двигательной культуры, добиться более высокого уровня самосовершенствования. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность использования предложенной нами модели повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой. Применение методики, основанной на данной модели, позволило существенно повысить уровень общефизической, технической подготовленности, а также артистичности выполнения индивидуальной соревновательной программы.

Ключевые слова:

фитнес-аэробика, модель, техническая подготовленность, артистичность, общефизическая, специальная подготовленность.

DOI: 10.14526/01_1111_102

Скачать полный текст статьи

Joomla templates by a4joomla