Теоретико-методологическое обоснование экологического воспитания будущих педагогов

Авторы:

Астраханцева И.В. , (аспирант, ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Аннотация:

Экологическая ситуация в различных регионах России достигла критического уровня. Сильное загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы оказывает негативное воздействие на здоровье людей, численность животного мира, качество растительного покрова Земли. Однако сформировавшееся в течение многих десятилетий потребительское отношение к природе остается превалирующим, что усугубляет критическое состояние окружающей природы. Материал. В статье рассматривается одна из наиболее изученных проблем экологического воспитания будущих педагогов, призванных формировать природоохранное отношение подрастающих поколений к среде обитания путем их приобщения к общемировым ценностям в сфере экологии. Представлено теоретическое обоснование необходимости экологического воспитания наряду с экологическим образованием, формирование экологического мировоззрения, экологического сознания, экологической культуры. Методы: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов-практиков в сфере природозащитной деятельности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Автором выявлены основные функции экологического воспитания, сформулированы цель и задачи, разработана методика экологического воспитания, критерии оценки степени экологической воспитанности; определены уровни сформированности и проявления экологического воспитания. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность данной методики, большую значимость воспитательной деятельности в сфере экологии в процессе проведения экскурсий, походов, экспедиций; при подготовке научной студенческой конференции по экологии, подготовке научных докладов, написании рефератов. Одним из результативных критериев оценки уровня экологической воспитанности является, по мнению автора, создание личностной модели экологического поведения, благодаря которой студенты педагогического вуза – будущие учителя смогут более успешно решать задачи экологического образования и экологического воспитания учащихся младшего, среднего и старшего возраста. Заключение. Предложенная автором парадигма экологического воспитания основана на экоцентрической модели развития общества, что определило ее направленность и содержание. Результаты педагогического эксперимента показали, что в основе бережного отношения к окружающей природе заложены образование, общая и экологическая культура, экологическая воспитанность, без чего невозможно формирование ответственности за состояние среды обитания человека.

Ключевые слова:

экология, рациональное природопользование, методика, критерии оценки, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_45

Скачать полный текст статьи

Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры

Автор:

Борисенкова Е.С. , (кандидат педагогических наук , Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

Логинов В.В. , (кандидат педагогических наук, доцент , Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

Найн А.Я. , (доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

Аннотация:

Тенденции развития современного физкультурного образования определяются глубинными образовательными реформами, направленными на повышение качества образования. Понятие «качество» охватывает все основные функции и направления деятельности образовательных организаций физической культуры, спорта и туризма: качество преподавания, подготовки и исследований, качество персонала и программ, качество обучения как результат совместной деятельности обучающего и обучающихся. Успешное развитие сферы физической культуры и спорта во многом зависит от обеспеченности ее квалифицированными специалистами с высоким уровнем профессиональной компетентности, который должен обеспечить их активное и эффективное участие в этом процессе. Материалы. Межотраслевой Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Уральского государственного университета физической культуры как основа развития профессиональной компетентности педагога физической культуры. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий модернизацию содержания образования взрослых как наукоемкая область знаний, так и профессионально ориентированное физкультурное пространство; раздаточный материал, учебные материалы интегративного типа, которые содержательно влияют на опережающий характер непрерывного образования и самообразования. Материалы исследования привнесли собой вклад в методику обучения взрослых и позволяют педагогам физической культуры перейти от использования отдельных приемов к научно обоснованным трендам, опережающим тенденциям физкультурного образования. Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация; изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса вуза; метод диагностических ситуаций, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент. Результаты исследования. Представлены педагогические условия развития высокого уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры, позитивно влияющих на возможность достижения в теории и практике физической культуры, спорта и туризма содержательных научно-методических ориентаций, призванных регулировать отношения спортсмена с обществом и социумом. Показана эффективность ключевых ориентиров в модернизации профессионально-физкультурного образования, где имеется значительное количество концептуально-теоретических и практико-ориентированных наработок, свидетельствующих об актуальности изучаемой проблемы. Приведено содержание авторской методики повышения уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры, которая опирается на триединство ключевых понятий: компетентность, компетенция и готовность к принятию решений. Показано, что компетентность выступает в качестве содержательной доминанты бытия специалиста сферы физической культуры, требуемой для выхода на более высокий уровень ментальной организации различных мероприятий. Проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие эффективность опытной работы. Результаты расчетов получены на основе параметричексого метода, поскольку эти данные отвечали требованиям, предъявляемым к применению параметрических критериев сравнения групповых явлений. В выводах отмечена результативность авторской методики и программы развития педагогических условий развития профессиональной компетентности педагога физической культуры, направленных на создание и принятие личностных особенностей, нивелирование влияния профессиональных рисков и эмоциональных состояний на процесс развития профессиональной компетентности специалистов сферы физической культуры, спорта и туризма. Основная идея: педагогические условия, содержательно повышающие эффективность и качество образовательного процесса в рамках повышения квалификации или переподготовки, выступают приоритетным фактором развития профессионального потенциала специалиста физической культуры. Цель исследования: изучить влияние разработанных педагогических условий в системе дополнительного образования взрослых (повышения квалификации) на эффективность опережающего развития профессиональной компетентности педагога. Заключение. Экспериментальные данные, полученные в процессе организации опытной работы, позволили проследить связь между развитием опыта профессиональной компетентности и успешностью теоретической подготовки обучения. Слушатели системы дополнительного профессионального образования более успешно справляются с заданиями, связанными с поиском недостающей информации, постановкой дидактических задач, формулированием учебных противоречий, обоснованием выбора метода решения и оценкой результата. Опережающее содержание обучения слушателей курсовой подготовки и повышения квалификации становится наличием внутреннего смысла приобретения учебной и жизненной самоорганизации к самообразовательной деятельности.

Ключевые слова:

педагогические условия, фактор, профессиональная компетентность, педагоги, повышение квалификации, физическая культура.

DOI:10.14526/01_1111_46

Скачать полный текст статьи

Специфика дифференциации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья

Авторы:

Воробьев В.Ф. , (доцент, кандидат биологических наук, ФБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец, Россия)

Аннотация:

В статье обсуждается возможность и необходимость использования нескольких группирующих признаков при дифференциации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья, показано различие в проектировании целей-ориентаций в зависимости от их сущностных характеристик, обоснована необходимость выделения групп повышенного внимания на основе выявления индивидуальных различий в минимальной и максимальной выраженности конституционального признака. Методы: дескриптивный метод, обобщение и анализ данных научной литературы и результатов собственных исследований, диахронический метод. Результаты. Норма уже не может рассматриваться как среднестатистический показатель, а должна проектироваться, по крайне мере, с учетом принадлежности ребенка к определенной типологической группе. Учет врожденных особенностей возможен благодаря использованию в качестве группирующих признаков показателей, характеризующих конституцию ребенка. На примере быстрых и медлительных детей показана нецелесообразность использования стандартно-нормативного подхода. В ходе многолетней опытно-экспериментальной работы нами доказано преимущество проектирования и реализации различных целей-ориентаций: для быстрых детей – обогащение двигательного репертуара при освоении двигательных умений на среднем уровне, а для медлительных детей — отработка базовых движений на более качественном уровне. В большей мере в педагогической поддержке нуждаются дети с крайними проявлениями конституционального признака. В статье обоснована возможность использования различных наследственно обусловленных признаков, в том числе и сравнительно новых — различий в импульсивности и рефлективности. Заключение. Теоретический анализ специфики дифференциации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья, подкрепленный результатами собственных исследований, позволил выявить преимущество типоспецифического подхода по сравнению со стандартно-нормативным в обеспечении индивидуализации физического воспитания. Показана возможность использования нескольких бинарных классификаций, обеспечивающих выявление детей с минимальной и максимальной выраженностью конституционального признака. Причем при совместном использовании нескольких группирующих признаков можно рекомендовать использование показателей, физиологически менее связанных друг с другом. Обоснована возможность проектирования и реализации несколько различных целей-ориентаций для детей разных наследственно обусловленных типологических групп.

Ключевые слова:

конституциональные особенности, группы повышенного внимания, дифференцированный подход, стандартно-нормативный подход, бинарные классификации, индивидуальный образовательный маршрут.

DOI: 10.14526/01_1111_48

Скачать полный текст статьи

Особенности взаимосвязи ведущих компонентов двигательной активности и показателей умственной работоспособности при занятиях атлетической гимнастикой

Авторы:

Вавилов В.В. , (кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Ключникова С.А. , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Ушников А.И., (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Аннотация:

Второй зрелый возраст мужчин 40-49 лет характеризуется проявлением вначале скрытых, затем более явных признаков анатомо-возрастных изменений, свидетельствующих об ухудшении деятельности функциональных систем организма. Однако в научно-методической литературе данной проблеме уделяется незначительное внимание: не раскрываются средства, методы, формы занятий физическими упражнениями, повышающие взаимосвязь уровня двигательной активности и умственной работоспособности занимающихся. Материалы. В статье рассматривается новый подход к организации занятий атлетической гимнастикой мужчин второго зрелого возраста, основанный на исследовании взаимосвязи умственной работоспособности и физической подготовленности. Выявлены особенности организации и проведения тренировочных занятий, повышающие резервные возможности организма, обеспечивающие улучшение показателей физической подготовленности и умственной работоспособности. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового педагогического опыта специалистов-практиков в области занятий атлетической гимнастикой; наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, инструментальные методы, статистическая обработка материала. Результаты.Систематическое рациональное использование силовых упражнений и циклических локомоций с учетом индивидуальных особенностей занимающихся предоставляет широкие возможности для реализации задач повышения физической подготовленности и умственной работоспособности, саморазвития и самосовершенствования. Рациональная организация их двигательной деятельности обусловила положительную корреляционную взаимосвязь повышения мышечной силы и выносливости с показателями умственной работоспособности: восприятием, вниманием и памятью. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что рациональное сочетание аэробной и анаэробной физической нагрузки в занятиях атлетической гимнастикой мужчин II зрелого возраста обусловливает разностороннее развитие, создает условия для улучшения двигательной активности и умственной работоспособности.

Ключевые слова:

физическая подготовленность, умственная работоспособность, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_47

Скачать полный текст статьи

Tеоретические и практические аспекты моделирования соревновательной деятельности по армейскому рукопашному бою

Авторы:

Гаранин Е.А. , (преподаватель, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт), Тюмень Россия)

Аннотация:

Важнейшим элементом системного рассмотрения объекта как системного единства теоретического и эмпирического подходов является моделирование - разработка модели как упрощенной системы, образа, аналога оригинала, сохраняющего в себе основные его черты. В спортивной подготовке бойцов это может быть количественная и качественная характеристика, обеспечивающая достижение планируемых результатов и победа на крупных соревнованиях. Материал.В статье рассматриваются теоретические аспекты моделирования соревновательной деятельности бойцов армейского рукопашного боя. Важнейшим элементом спортивной подготовки является моделирование соревновательной деятельности, количественная и качественная характеристика всех ее компонентов. Методы исследования:анализ научно-методической литературы, спортивной документации, информация сети Интернет, моделирование, методы математической статистики. Результат. В моделировании спортивной подготовки бойцов армейского рукопашного боя можно использовать обобщенную трехуровневую модель подготовки:модельный результат выполнения соревновательного упражнения (результат, к которому стремится спортсмен; модельные характеристики тактических схем, технических навыков, соревновательного поведения и др. ); модельный уровень проявления специфических по виду спорта способностей (модельные характеристики антропометрического статуса, уровня проявления двигательных и технических способностей, психологических навыков и др.); модель тренировочных программ (модельные характеристики общих и частных объемов тренировки, количество специфических по виду спорта соревновательных действий, схемы тренировочных циклов). Отмечено, что модель соревновательной деятельности базируется на трех элементах: реальной цели многолетней подготовки; прогнозируемом уровне и показателях выполнения соревновательного упражнения, которые обеспечат достижение поставленной цели; существующем уровне и показателях выполнения соревновательного упражнения спортсмена или команды. В работе проанализирована соревновательная деятельность бойцов АРБ в количестве 17 человек – обладателей золотых, серебряных, бронзовых медалей чемпионатов федеральных округов, города Москвы и чемпионатов мира 2012,2013 гг. С учетом анализа соревновательной деятельности чемпионов выявлены компоненты и содержание модели соревновательной деятельности бойцов АРБ. Основными компонентами соревновательной деятельности бойцов АРБ является подготовка к поединку, планирование предстоящей схватки, начальные, основные и вспомогательные технические действия. Содержание основных компонентов включает в себя тщательное расписание апробирования комбинации упражнений в разминке бойца. За основу берётся выбор технических комбинаций с учетом стиля ведения спортивного поединка. Например, стиль «игровой» подразумевает преобладание у бойца скоростных и скоростно-силовых способностей, будет являться ключевым при построении бойцовского поединка. Стиль «темповой» подразумевает преобладание у бойца специальной выносливости. Стиль «универсальный» - преобладание у бойца лучших силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей и специальной выносливости. С учетом стилей ведения боевого поединка подбираются тактические действия бойцов: атакующие или контратакующие. Заключение.Для моделирования соревновательной деятельности бойцов АРБ необходим учет обобщенных информативных факторов, таких как физическая и специальная подготовка; важнейшие физиологические возможности и психологические параметры; специфические по виду спорта двигательные способности (стиль ведения спортивного поединка).

Ключевые слова:

бойцы, армейский рукопашный бой, модель, моделирование, соревновательная деятельность, спортивная подготовка.

DOI: 10.14526/01_1111_49

Скачать полный текст статьи