Взаимосвязь индивидуального профиля асимметрии и морфологических характеристик спортсменов, специализирующихся в прыжках в длину

Авторы:

Г.Д. Алексанянц , (доктор медицинских наук, профессор, проректор по НИР, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар)

Е.М. Бердичевская , (доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой физиологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар)

Ю.А. Кудряшова , (кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар)

Аннотация:

Учитывая значение специфики индивидуального профиля асимметрии (ИПА) с позиции одного из значимых факторов, обусловливающих различные аспекты спортивной деятельности, и в том числе специфику антропометрических характеристик, представляется важным его учет при выявлении предпосылок, определяющих особенности двигательного развития и специфику спортивной техники легкоатлетов, специализирующихся в прыжках в длину. Учет тренерами полученных фактов может служить значительным резервом для повышения эффективности тренировочного процесса, оптимизации спортивного отбора в прыжках в длину. Материал. В статье проводится сравнительный анализ морфологических характеристик высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в прыжках в длину и обладающих различным индивидуальным профилем асимметрии, а также сравниваются антропометрические показатели спортсменов, специализирующихся в прыжках в длину, имеющих «правый» профиль ИПА, и здоровых юношей, не занимающихся спортом, с правым профилем ИПА. Методы исследования: тестирование сенсорных и моторных асимметрий в 43 пробах, антропометрические измерения, статистическая обработка данных («BIOSTAT»). Результаты. Анализ сенсомоторного профиля асимметрии легкоатлетов, специализирующихся в прыжках в длину, показал его значительное сужение и специфичность для данного вида спорта. Выявлено 2 типичных варианта ИПА - «абсолютно правый» профиль ИПА («пппп») и перекрестный - сочетающий правую ведущую руку, глаз, ухо с левшеством ног («пЛпп»). Сравнительный анализ выявил различия ряда морфологических критериев у легкоатлетов, имеющих «абсолютно правый» профиль ИПА, и спортсменов с перекрестным ИПА. Кроме того, ряд характерных отличий обнаружен между антропометрическими показателями спортсменов, специализирующихся в прыжках в длину, имеющих «правый» профиль ИПА, и здоровых юношей, не занимающихся спортом, с правым профилем ИПА. Заключение. Обнаруженная нами специфика сенсомоторного профиля асимметрии и, соответственно, антропометрических данных квалифицированных спортсменов, специализирующихся в прыжках в длину, сформировались, видимо, путем эмпирического отбора юношей, эффективнее осваивающих специфические для прыжков в длину спортивные навыки, но не исключаются и механизмы долговременной морфофункциональной адаптации под влиянием многолетней тренировки.

Ключевые слова:

функциональные и морфологические асимметрии, легкая атлетика, прыжки в длину.

DOI: 10.14526/08_2014_01

Скачать полный текст статьи

Функциональная подготовленность легкоатлетов-спринтеров на этапе спортивного совершенствования в процессе реализации программы восстановительных мероприятий

Авторы:

С.Г. Боровик , (преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Набережные Челны)

Аннотация:

Спринтерская дистанция характеризуется преимущественным проявлением быстроты и силы (максимальная интенсивность рабочих усилий), где решающую роль для достижения высоких спортивных результатов играет двигательный компонент динамического стереотипа. Материал. Программа реализации традиционных и аппаратных средств восстановления в предсоревновательном мезоцикле подготовки легкоатлетов-спринтеров на этапе спортивного совершенствования, оценка их влияния нафизическую работоспособность и на восстановительные процессы после физической нагрузки. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Для определения физической работоспособности, аэробной производительности и восстановления показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) после физической нагрузки нами были выбраны и использованы следующие методы исследования: тест определения физической работоспособности РWC170, максимальное потребление кислорода (МПК). Результат. Оценка физической работоспособности, аэробной производительности ,а также изменения показателей частоты сердечных сокращений в восстановительный период после физической нагрузки легкоатлетов-спринтеров свидетельствует о незначительном изменении функциональной подготовленности в контрольной группе по сравнению с экспериментальной. Экспериментальная группа легкоатлетов в конце исследования имела более значительные достоверные изменения, чем контрольная. Заключение. Реализация комплексной программы восстановительных мероприятий положительно влияет на уровень функционального состояния легкоатлетов-спринтеров.

Ключевые слова:

восстановительные мероприятия, легкоатлеты-спринтеры, тренировочный процесс, предсоревновательный этап подготовки.

DOI: 10.14526/08_2014_02

Скачать полный текст статьи

Методика формирования аэробной производительности у мужчин зрелого возраста

Авторы:

В.В. Вавилов , (старший преподаватель, Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск)

Аннотация:

Второй зрелый возраст (40-49 лет) является наиболее благоприятным для достижения высоких производственных показателей, так как к этому времени профессиональные знания дополняются опытом практической деятельности; навыками сравнительного анализа, динамики производственных процессов в зависимости от условий производственной деятельности, состояния здоровья сотрудников предприятия организации их свободного времени. Однако в научной и научно-методической литературе данной проблеме уделяется недостаточное внимание: не раскрываются формы занятий физическими упражнениями данного возраста, не разработана методика повышения уровня физической подготовленности, как одного из условий увеличения показателей работоспособности; недостаточно раскрыты особенности использования средств и методов укрепления здоровья, повышении уровня физической подготовленности, как фактора высоких производственных достижений. В данной работе рассматривается атлетическая гимнастика как одно из эффективных средств укрепления здоровья мужчин II зрелого возраста, повышения уровня физической подготовленности на основе сочетания мышечной нагрузки аэробного и анаэробного характера. Материал. Выявлен механизм воздействия аэробной и анаэробной нагрузки на функциональное состояние организма; условия организации и проведения тренировочных занятий, повышающие резервные возможности организма, обеспечивающие улучшение показателей здоровья и физической подготовленности. Методы исследования: анализ научной литературы, педагогический эксперимент, тестирование; инструментальные методы. Результаты. Разработана методика проведения тренировочных занятий на основе включения аэробного компонента в режиме тренировочной нагрузке. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенной методики. Данный подход к организации процесса и физической подготовки лиц второго зрелого возраста открывает широкие возможности для оптимальной организации свободного времени. Заключение. Рациональное использование данного подхода позволяет не только улучшить показатели здоровья и физической подготовленности занимающихся, но и создать возможности для повышения культуры досуга, жизнедеятельности и существенного улучшения социально значимого имиджа.

Ключевые слова:

показатели здоровья, физическая подготовленность, методика, аэробный компонент, анаэробный компонент, средства.

DOI: 10.14526/08_2014_04

Скачать полный текст статьи

Направленность средств атлетической гимнастики на повышение интеллектуальной и физической работоспособности

Авторы:

В. В. Вавилов , (старший преподаватель, Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск)

А.И. Ушников , (Аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск)

Аннотация:

Постоянное совершенствование технологических процессов, усложнение промышленного оборудования, приборов, механизмов; необходимость постоянного роста производительности труда предъявляют высокие требования к сохранению интеллектуальной и физической работоспособности на необходимом уровне. Это обусловливает большую значимость сохранения и поддержания имиджа. Показателей здоровья и работоспособности в соответствии с требованиями производства. Закономерное возрастное снижение физической кондиции детерминирует обеспечение индивидуально оптимального объема двигательной активности, так как систематическое выполнение физических упражнений является одним из главных условий активной жизненной позиции достижения и поддержания на должном уровне интеллектуальной и физической подготовленности. Материал. В данной статье рассматривается значимость мышечной нагрузки определенного характера для обеспечения оптимальных показателей физической подготовленности. Определены интеллектуальные качества: восприятие, внимание, память, улучшение показателей которых имеет большое значение для качественного улучшения жизнедеятельности людей. Методы исследования: анализ научной литературы, педагогический эксперимент, тестирование; инструментальные методы. Результаты. Разработанная автором методика повышения интеллектуальной и физической подготовленности предусматривает не только рациональный подбор средств атлетической гимнастикой аэробной и анаэробной направленности, но также специальные двигательные задания для развития интеллектуальных качеств, применение которых в сочетании с критериями оценки уровня сформированности восприятия, внимания и памяти обеспечивает увеличение данных параметров. Положительная динамика показателей, характеризующих уровень интеллектуальной и физической подготовленности, является мощным стимулом для систематических занятий атлетической гимнастикой. Заключение. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной автором методики повышения интеллектуальных качеств и физической подготовленности мужчин II зрелого возраста. Для эффективности тренировочных занятий большое значение имеет положительное психо-эмоциональное состояние, повышение которого достигается использованием эстетического компонента физических упражнений. Постоянное совершенствование технологий, автоматизация и интенсификация производственных процессов предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья, интеллектуальной и физической работоспособности. В этих условиях существенно возрастает роль физических упражнений, обеспечивающих необходимый уровень двигательной деятельности, как одно из главных условий поддержания показателей здоровья на индивидуально оптимальном уровне, профилактики профессиональных и возрастных заболеваний 1, 3, 5, 7. Среди других средств физической культуры, атлетическая гимнастика наиболее полно отвечает состоянию здоровья, физической подготовленности, интересам занимающихся. Выбор атлетической гимнастики, как ведущего средства повышения умственной и физической подготовленности, обусловлен разнообразием физических упражнений, их доступностью, возможностью самоконтроля физической нагрузки и управления тренировочным процессом. По мере адаптации к мышечной нагрузке, улучшения показателей здоровья и физической подготовленности происходит закономерное повышение психо-эмоционального состояния, формируется чувство удовлетворенности тренировочным процессом.

Ключевые слова:

показатели здоровья, физическая подготовленность, умственная деятельность, функциональное состояние, методика

DOI: 10.14526/08_2014_03

Скачать полный текст статьи

Формирование оперативного мышления как фактор повышения уровня технической подготовленности в спортивной аэробике

Авторы:

Н.А. Касаткина , (кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск)

Е.О. Панова , (кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск)

Л.В. Разумова , (ассистент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск)

Аннотация:

Спортивная аэробика - один из перспективных развивающихся видов спорта, привлекательных для детей, подростков и учащейся молодежи. Для спортивной аэробики характерна строгая организация двигательной деятельности, разработка творческих оригинальных алгоритмов движений, обеспечивающих упорядочение характера взаимодействия различных по форме, содержанию и структурной сложности элементов. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертных оценок, статистическая обработка данных. Материал. Разработана методика формирования оперативного мышления и проверена ее эффективность в ходе педагогического эксперимента. Результаты. Уровень технической подготовленности в спортивной аэробике определяется по целостности и выразительности выполнения сложных прыжковых, акробатических, танцевальных упражнений, легкости и изящности движений, что обусловливает необходимость постоянного поиска способов совершенствования техники двигательных действий, составляющих содержание спортивной аэробики. В статье рассматривается формирование оперативного мышления как один из факторов повышения уровня технической подготовленности, обеспечивающей расширение интересов, возможностей и способностей спортсменок за счет стимулирования познавательных процессов. В ходе их реализации спортсменки усваивают новую информацию об основных направлениях и путях реализации своих потенциальных возможностей; средствах и методах совершенствования техники основных и дополнительных элементов. Заключение.Формирование оперативного мышления является важным структурным компонентом системы подготовки занимающихся спортивной аэробикой, обеспечивающей развитие способности к своевременной коррекции сложности программы; формированию и проявлению индивидуального стиля как показателя достигнутого уровня спортивного мастерства. Значимость оперативного мышления определяется способностью занимающихся к более гибкому управлению соревновательной деятельностью в соответствии с особенностями организации и проведения соревнований различного масштаба, ориентируясь на задачи, реализация которых определяет дальнейшую направленность тренировочного процесса.

Ключевые слова:

спортивная аэробика, девочки 12-14 лет, спортивная подготовка, методика, педагогический эксперимент

DOI: 10.14526/08_2014_05

Скачать полный текст статьи