Моделирование совершенствования индивидуальной техники бега квалифицированных бегуний на короткие дистанции

Авторы:

Анисимова Елена Александровна , (кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Новикова Елена Михайловна , (учитель физической культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Катенков Андрей Николаевич , (аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Аннотация:

Из большого многообразия беговых видов легкой атлетики дистанции 100 и 200 метров являются наиболее сложными, так как увеличение скорости бега – это функция всего организма, совершенствование которой требует глубокого знания всех факторов и условий, обеспечивающих прирост спортивных результатов. Материалы. Разработка модели совершенствования техники бега квалифицированных спринтеров, обеспечивающей восприятие системы спортивной подготовки в целостном виде, что позволяет выявить наиболее эффективные направления совершенствования индивидуальной техники беговых шагов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, передового опыта тренеров, высококвалифицированных тренеров, киносъемка, моделирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы показал, что специалисты основное внимание уделяют развитию скоростно-силовых качеств, усвоению особенностей техники старта и стартового разгона. Недооценка знаний физиологического механизма спринтерского бега и выявления особенностей механизма взаимодействия с опорой являются одной из причин медленного прироста результатов соревновательной деятельности. В данной статье представлена разработанная авторами модель совершенствования индивидуальной техники бега квалифицированных бегуний на короткие дистанции, структурные компоненты которой обеспечивают целостное представление о направленности и содержании тренировочного процесса, способствующего повышению эффективности соревновательной деятельности спринтеров. Целесообразность использования данной модели была доказана в ходе педагогического эксперимента. Было установлено, что бегуньи экспериментальной группы за то же время добились более существенных результатов по сравнению со спортсменками контрольной группы, что подтверждает перспективность подхода к организации и проведению спортивной подготовки бегуний на короткие дистанции путем предварительного моделирования тренировочного процесса. Заключение. В процессе разработки модели совершенствования индивидуальной техники спринтерского бега квалифицированных бегуний выявляется характер взаимосвязей между основными компонентами, их взаимовлияние, роль и место в общей системе спортивной подготовки. Это имеет большое значение для построения тренировочного процесса, его логики, основной идеи совершенствования спортивного мастерства квалифицированных спринтеров. Благодаря моделированию становятся более очевидными основные закономерности увеличения спортивных результатов, подходы к разработке алгоритма тренировочной нагрузки, чередования разнонаправленных упражнений.

Ключевые слова:

бег на короткие дистанции, индивидуальный стиль, моделирование, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-14-25

Скачать полный текст статьи