Концептуальные основы физического воспитания в высших учебных заведениях нашей страны

Авторы:

Анисимова Александра Юрьевна , (кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спортивных технологий, ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени КалашниковаМ.Т.», ул. Студенческая, 7, Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, 426069, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. )

Аннотация:

Анализ научно-методических источников по основным позициям развития и совершенствования физического воспитания в высших учебных заведениях позволяет автору сделать заключение о том, что развитие физического воспитания в нашей стране характеризуется периодической сменой направленности и приоритетов содержания. Эти приоритеты напрямую связаны с внешней политикой государства, с состоянием и уровнем здоровья нации, с новыми теоретическими и практическими научными разработками ведущих ученых и педагогов страны. Материалы. Смена направленности – довольно частое явление в отечественном физическом воспитании в высших учебных заведениях. Причина такого явления заключается, прежде всего, в том, что создание методики физической культуры в образовательных учреждениях нашей страны проходило в условиях, когда еще не были разработаны основные компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Методы исследования: анализ научной и методической литературы, метод исторической аналогии, сравнение, сопоставление. Результаты. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный процесс ориентировался на разные цели: военная подготовка; подготовка к трудовой деятельности; коммунистическое воспитание и формирование нового человека; подготовка к сдаче норм комплекса ГТО; подготовка спортивного резерва; формирование компетенций и т.д. Заключение. Несмотря на наличие многих концепций и подходов к организации и планированию физического воспитания студенческой молодежи в российских вузах, основное внимание уделяется совершенствованию его целевой направленности и содержания, не изменяя при этом формы педагогического процесса. То есть, значительная доля учебных занятий по физической культуре в вузах остаются практическими, где решаются преимущественно двигательные задачи.

Ключевые слова:

Физическое воспитание, учебная программа, парадигма, физическая культура личности, здоровый образ жизни.

DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-100-106

Скачать полный текст статьи