Модель рационального взаимодействия человека с природой

Авторы:

Колесник Анна Игоревна , (аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Аннотация:

К концу XX века локальные экономические кризисы стали сменяться глобальным мировым кризисом, поставившим человеческое сообщество на грань выживания. Современная цивилизация стоит перед угрозой исчезновения. Однако далеко не все люди готовы к осознанию данного факта, что свидетельствует о низком уровне сформированности экологического сознания, экологического мышления, экологической культуры. Одним из ведущих условий осознания разрушающего воздействия людей на среду обитания является уровень развития экологического самовоспитания, обусловливающего постоянную потребность индивида в расширении и углублении знаний в сфере экологии, получении новой информации о параметрах среды обитания и их влиянии на показатели здоровья, продолжительность и качество жизни людей. Материалы. Теоретическое и методологическое обоснование значимости экологического самовоспитания для установления гармоничных взаимоотношений с природой и разработка модели взаимодействия со средой обитания. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных. Результаты экологического самовоспитания определяются эффективностью организации экологического воспитания, призванного сообщить импульс развитию потребности в продолжении деятельности, направленной на решение задач собственного саморазвития и самосовершенствования в профессиональной экологической деятельности.В данной статье раскрывается значимость экологического самовоспитания наряду с экологическим сознанием, экологическим мышлением и экологической культурой, выступающими базисом для экологического самовоспитания. В процессе проведения педагогического эксперимента были получены данные, свидетельствующие о том, что именно экологическое самовоспитание является необходимой предпосылкой для возникновения новых идей, концепций, предложений по выходку из глобального экологического кризиса. Благодаря организованному процессу экологическому воспитания был придан новый импульс для творческой деятельности будущих специалистов по экологии, результатом которой явились новые подходы к разработке более эффективной модели взаимодействия и взаимоотношения человека с окружающей природой. Заключение. Данная модель является прогрессивной и представляет дальнейшее развитие современной технологии в соответствии с тенденциями совершенствования и модернизации промышленного и сельскохозяйственного производства. Общество по своей сути, техническому и творческому потенциалу теоретически готово к реализации новой модели взаимодействия с внешним миром.

Ключевые слова:

экологическое самовоспитание, модель, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-149-157

Скачать полный текст статьи