Повышение эффективности тренировочного процесса девочек, занимающихся художественной гимнастикой

Авторы:

Е. В. Квашнина , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 454091)

Аннотация:

Для освоения современных соревновательных программ в художественной гимнастике каждой спортсменкой должен быть достигнут необходимый и достаточный уровень не только технического мастерства, но и проявления артистизма и выразительности. Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше у нее возможности в придании движениям определенного характера, выразительности. Специалисты выражают единодушное мнение о высокой значимости умения спортсменок демонстрировать виртуозность, создавать образ и отмечают композиции отдельных гимнасток, демонстрирующих уникальную хореографию на мировом ковре. На основе изучения содержания федерального стандарта по виду спорта художественная гимнастика, программ по художественной гимнастике, особенностей тренировочного процесса, выявления возрастных и психологических особенностей девочек, учетом их спортивной квалификации разработана методика применения средств классического танца (хореографии), танцевальной импровизации и актерского мастерства, направленные на повышение уровня артистизма и качества выполнения соревновательного упражнения девочек 10-11 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Материалы. В статье рассматриваются возможности оценки уровня развития артистизма спортсменок с использованием следующих методик: оценка артистизма по правилам соревнований по художественной гимнастике, по шкале, разработанной И. А. Винер-Усмановой (д-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, главный тренер сборной России по художественной гимнастике) и по методике, предложенной А. А. Четверговой (к. п. н., доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта УралГУФК). Методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математического анализа и статистики. Результаты. После проведения эксперимента выявлены достоверные различия по всем показателям, характеризующих уровень развития артистизма, в частности: «образ», «стиль», «выразительность», «воображение» и «импровизация». При этом результаты соревновательного упражнения улучшились по всем видам упражнений.Заключение. Таким образом результаты педагогического эксперимента показали, что применение средств классического танца (хореографии), танцевальной импровизации и актерского мастерства в тренировочном процессе гимнасток обеспечивает позитивную динамику показателей артистизма и выразительности, что заключается в достоверном улучшении результатов во всех соревновательных упражнениях.

Ключевые слова:

гимнастки, артистизм, выразительность, хореография, танцевальная импровизация, методики.

DOI: 10.14526/03_2017_234

Скачать полный текст статьи