Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения учащихся старших классов

Авторы:

И.В. Астраханцева , (старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

А.В. Назаренко , (доктор педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

А.В. Кириллов , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Нерациональное использование природных ресурсов, потребительское отношение к среде обитания являются главными причинами, препятствующими устойчивому социальному и экономическому развитию страны. Выход из создавшегося положения состоит в разработке единой государственной системы экологического образования населения, на что указывается в ряде важнейших законов Российской Федерации, Указах Президента РФ и других документах. Материал. Результаты научных исследований специалистов по экологии свидетельствуют о том, что формирование экологического мировоззрения, природозащитного отношения к среде обитания может успешно осуществляться только при взаимодействии с внешним миром. В данной статье предлагается новый подход к организации экологического образования и воспитания старших школьников путем интеграции учебных предметов: физической культуры и экологии. Методы: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта специалистов – экологов, педагогический эксперимент, тестирование, деловые игры, методы математической статистики. Результаты. Интеграция физической культуры и экологии возможна посредством организации и проведения экскурсий, туристических походов и экспедиций экологической направленности. Учитель физической культуры определяет объем и характер мышечной нагрузки, способы ее регулирования, контроль функционального и психо-эмоционального состояния. Преподаватель экологии разрабатывает тематику форм занятий; знакомит с особенностями флоры и фауны своего региона; состоянием окружающей природы, параметрами среды обитания: воды, воздуха, продуктов питания и других, воздействующих на духовно-нравственное и физическое здоровье человека; раскрывает причины критического состояния природы на примере деятельности промышленных предприятий, сбрасывающие отходы производства в водоемы и на плодородные земли. Использование экскурсий, походов, экспедиций увеличивает объем двигательной активности, способствует улучшению здоровья и повышению уровня физической подготовленности, а также формированию экологического мировоззрения. Заключение. Предпринятый подход позволяет наряду с решением задач укрепления здоровья учащихся десятых и одиннадцатых классов, повышения показателей физической подготовленности, воспитания прикладных навыков взаимодействия с природой, формировать экологическое мировоззрения – главное условие смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное.

Ключевые слова:

экологическое мировоззрение, физическая подготовленность, педагогический эксперимент, методика.

DOI: 10.14526/03_2017_243

Скачать полный текст статьи