Реализация здоровьеформирующей функции физического воспитания в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря

Авторы:

Л.Ф. Шакурова , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Летний оздоровительный лагерь располагает большими возможностями для укрепления здоровья детей и подростков, их вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом в связи с тем, что организация жизнедеятельности детей и подростков имеет свои особенности. Как правило, летний оздоровительный лагерь находится в лесной или в лесопарковой зоне, вдали от города с его неблагополучной экологией. Близлежащие водоемы создают условия для обучения детей плаванию; отсутствие учебных занятий позволяет организовать двигательную деятельность детей и подростков с использованием ее разнообразных видов и форм в течение всего светового дня. Возможность чередования малоподвижных, спортивных и интеллектуальных игр, соревнований, физкультурных и спортивных праздников с эстетическим оформлением создает условия для проявления творческого подхода к организации физкультурно-спортивной деятельности на высоком организационном, техническом и психоэмоциональном уровне. Материал. Теоретическое обоснование значимости реализации здоровьеформирующей функции физического воспитания в условиях летнего оздоровительного лагеря. Методы: анализ и систематизация научной и методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, разработка критериев оценки степени сформированности дидактических и организаторских навыков, методы математической статистики. Результаты. В данной статье рассматривается проблема недостаточной профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к здоровьеформирующей деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря; раскрываются причины, предлагается методика формирования дидактических и организаторских умений и навыков у студентов факультета физической культуры и спорта. Разработаны критерии оценки степени сформированности дидактических и организаторских навыков будущих специалистов. Выявлены возможности летнего оздоровительного лагеря в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни, формировании культуры здоровья, воспитании личной ответственности за состояние здоровья; в подготовке к сдаче нормативов Всероссийского комплекса ГТО как государственного стандарта физической подготовленности, необходимого для организации жизнедеятельности индивида. Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что организация физкультурно-спортивной деятельности в загородном летнем оздоровительном лагере требует специально-организованной профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование дидактических и организаторских умений и навыков проведения разнообразных форм двигательной деятельности; подготовки детей и подростков к сдаче нормативов ГТО, повышения уровня их двигательной активности, приобщения к здоровому образу жизни, формирования культуры здоровья.

Ключевые слова:

летний оздоровительный лагерь, здоровьеформирующая функция физического воспитания, дидактические и организаторские умения и навыки студентов.

DOI: 10.14526/03_2017_246

Скачать полный текст статьи