Основные направления совершенствования профессиональной подготовки учителя

Авторы:

О.С. Назаренко , (кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Д.В. Едышев , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Современный период общественного развития характеризуется неустойчивостью политических и социально-экономических систем, изменением характера взаимоотношений между странами, возникновением природных катаклизмов, что выдвигает необходимость подготовки высокообразованного человека с самостоятельным мышлением, способного к успешной ориентации в сложной политической, экономической и экологической ситуации. Возникла объективная необходимость совершенствования государственной системы подготовки учителей, разработки инновационных моделей образования, теоретико-методологических концепций, реализация которых связана с применением средств и методов формирования высококомпетентной и инициативной социально-активной личности. Как известно, далеко не все выпускники педагогических вузов приходят работать в общеобразовательную школу для решения задач подготовки подрастающих поколений к высокопроизводительному труду и формирования личности, что свидетельствует о низкой эффективности работы педагогических вузов. В связи с этим возникла необходимость выявления мотивов выбора педагогической профессии выпускниками школ и разработки методики совершенствования системы приема абитуриентов в педагогические вузы. Материал. Теоретическое и методологическое обоснование необходимости совершенствования государственной системы профессиональной подготовки учителей общеобразовательной школы. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, методы математической статистики. Результаты. Автором предложена методика совершенствования работы по отбору выпускников школы, способных к педагогической деятельности. Ее основными идеями являются: организация педагогических классов для учащихся старшего возраста с целью изучения особенностей педагогической деятельности; диагностика и развитие педагогических способностей; тестирование уровня развития личностных свойств, необходимых для профессиональной педагогической деятельности; разработка личностных программ саморазвития; подготовка помощников классных руководителей по организации и проведению культурно-досуговой деятельности из числа учащихся педагогических классов; использование на уроках педагогической системы «ученик-ученик». Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики, что подтверждается анализом динамики показателей развития педагогических способностей.

Ключевые слова:

профориентация,педагогические способности, профессиональная подготовка учителя, инновационные модели образования.

DOI: 10.14526/03_2017_250

Скачать полный текст статьи