Ресоциализация осужденных на основе взаимодействия исправительного учреждения и педагогического вуза

Авторы:

Ю.М. Постнов, (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Л.И. Костюнина, (доктор педагогических наук, профессор,, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Е. А. Колбенева , (руководитель научно-исследовательского центра по профилактике социально-опасных явлений общества)

Аннотация:

Новые стандарты содержания осужденных требуют системности процесса ресоциализации, комплексного взаимодействия исправительного учреждения, представителей служб социально-педагогической помощи, образовательных организаций. Необходимо усилить социально-педагогическую составляющую воспитательных воздействий, пересмотреть идеологию применения основных средств перевоспитания осужденных на основе современных научно обоснованных подходов к данной проблеме, поиска форм организации сетевого взаимодействия педагогического вуза и исправительного учреждения, более широкого использования ценностного потенциала физической культуры. Материалы.В данной статье рассматривается инновационное направление повышения эффективности воспитательной работы с осужденными на основе системно организованной совместной физкультурно-спортивной деятельности, реализации социально-ориентированных проектов с участием студентов, волонтеров, преподавателей, ведущих ученых вуза. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, психолого-педагогическое тестирование, математико-статистическая обработка данных. Результаты. В настоящее время внутри исправительных учреждений формируются различные варианты взаимодействия специалистов психологической, социальной служб и начальствующего состава с социальными институтами, общественно-государственными объединениями, однако далеко не всегда осуществляемые совместные мероприятия приводят к качественным изменениям и позитивным результатам в исправлении и ресоциализации осужденных. По мнению авторов, важным условием повышения эффективности процесса ресоциализации осужденных является организация социально-педагогической, физкультурно-спортивной деятельности в ходе реализации различных совместных проектов, что обусловит возможность создания благоприятной социокультурной, воспитательной среды исправительного учреждения, обеспечивающей условия для позитивного общения осужденных со студентами-волонтерами, студентами-спортсменами, достигшими значительных спортивных успехов, имеющими сформированное ценностное отношение к жизненным артефактам, осознающими меру ответственности перед обществом за свое личностное и профессиональное развитие. В ходе совместных бесед, общения осужденные усваивают навыки критического мышления, учатся анализировать жизненные ситуации, у них возникает потребность в самоопределении, выработке личностной системы ценностей, что обусловит возможность взвешенного и осознанного подхода к выбору жизненной траектории после освобождения, успешной социализации в обществе. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о положительной тенденции в ключевых показателях, характеризующих степень вовлеченности осужденных в социально ориентированную физкультурно-спортивную деятельность (снижение нарушений режима содержания, изменение направленности ценностно-смысловой сферы осужденных, принимающих участие в социально-педагогических проектах и др.), что подтверждает необходимость поиска и расширения форм взаимодействия исправительного учреждения и образовательных организаций в социально значимой воспитательной работе по перевоспитанию осужденных.

Ключевые слова:

осужденные, пенитенциарные заведения, педагогический вуз, физкультурно-спортивная деятельность, ресоциализация, социально-педагогический проект.

DOI: 10/14526/04_2017_269

Скачать полный текст статьи