Формирование коммуникативных навыков в процессе спортивной подготовки боксеров

Авторы:

Колесник И.С. , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Гатин Ф. А. , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Осипов Д.А. , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Уровень развития коммуникативных умений и навыков является одним из важных компонентов спортивной подготовки боксера, от степени сформированности которых зависит стиль поведения боксера на ринге. Установление рациональных взаимоотношений спортсмена с тренерами, партнерами, соперниками влияет на повышение спортивной квалификации, формирует способность к объективной оценке собственной технико-тактической, физической, интеллектуальной подготовки. Материал. В статье предлагается перспективное направление решения данной проблемы путем разработки методики формирования коммуникативных навыков, самоанализа, способности к выстраиванию взаимоотношений в процессе спортивной подготовки. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов – практиков в спортивной подготовке боксеров; наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. В статье рассматривается значимость специально организованной деятельности, направленной на формирование коммуникативных навыков в спортивной среде. Одним из основных профессиональных качеств педагога является способность к общению, установлению рациональных взаимоотношений, располагающих к уважению, доверию, что делает данное качество одним из ведущих в системе спортивной подготовки спортсменов. Важным элементом разработанной методики является формирование навыков самоанализа, способности к выстраиванию взаимоотношений со спортсменами, с тренером, с соперниками, с окружающими людьми различного возраста. Это способствует воспитанию навыков критического отношения и оценки своих способностей к тренировочной и соревновательной деятельности, а также поиска способов устранения слабых сторон спортивной подготовки. Боксеры экспериментальной группы справились с целевыми установками тренера, успешнее выполняли алгоритмы технических приемов, их соревновательные выступления были более стабильными. Заключение. Как показали результаты педагогического эксперимента, процесс формирования коммуникативных навыков и личностных качеств не является стихийным; его результативность в решающей мере определяется целенаправленной, тщательно продуманной системой воспитательных воздействий на всем учебно-тренировочном и соревновательном пространстве. Полученные данные подтвердили необходимость формирования коммуникативных навыков, умения выстраивать взаимоотношения с членами команды, соперниками, с окружающими людьми различного возраста, при обязательном руководстве опытного тренера.

Ключевые слова:

боксеры, коммуникативные навыки, спортивное мастерство, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_77

Скачать полный текст статьи