Методика актуализации потребности в физической культуре у школьников

Авторы:

Логинов В.В., (кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1)

Аннотация:

Физическая культура сегодня рассматривается как один из приоритетных учебных предметов современной общеобразовательной и профессиональной школ и как часть общечеловеческой культуры, ценности и достижения которой ориентированы на всестороннее физическое, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Важный акцент при этом делается на достижение физической зрелости (гармоничного развития физических качеств, способностей и генетических задатков в сфере двигательной активности). Сегодня вместе с кардинальными изменениями в жизни страны изменились роль и функции физкультурного образования, сместившиеся с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Устройство и жизненный уклад организации физкультурного образования, систему и практику управления ими, содержание и экономическую базу их деятельности необходимо привести в соответствие с новыми реалиями патриотического воспитания молодежи средствами физической культуры и спорта. По мере раскрепощения личной и общественной инициативы, расширения сферы свободного выбора физкультурно-образовательных услуг семья, общественность и сами учащиеся обязаны брать на себя растущую долю обязанностей и ответственности в деле физкультурного образования. Только в единстве широкой заинтересованной государственной, частной и общественной поддержки образовательные организации физкультурной направленности смогут в полном объеме справиться, сохранить и приумножить здоровьесберегающие технологии подрастающего поколения средствами физической культуры, спорта и туризма.Материал. Комплекс физических упражнений, авторская методика актуализации потребности в физической культуре у школьников, педагогический мониторинг. Методы исследования: теоретические – обобщение психолого-педагогической литературы, анализ продуктов деятельности школьников на уроках физической культуры; эмпирические – изучение опыта организации уроков физической культуры, наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документации, беседы, интервью с педагогами, методы математической статистики. Результаты.Исследование выявило, что знаниями по физической культуре в объеме школьной комплексной программы и знаниями о двигательных умениях и навыках подростки школьного возраста (12-13 лет) владеют недостаточно. Материалы исследования показали достаточно высокую эффективность апробированной методики актуализации потребности физической культуры у школьников. В работе сделан акцент на актуализацию инновационной направленности потребности в физической культуре у школьников, основанной на углублении и расширении представлений обучающихся о механизмах взаимодействия природного и социального в физическом образовании обучающихся. Установлено, что заметно активизируется познавательная деятельность учащихся на занятиях по физической культуре, осуществляется более успешно активность в отличие от традиционной организации физкультурного образования. Заключение. Актуализация потребности физической культуры школьниками на уроке при целенаправленных педагогических воздействиях – это эффективное средство физического самосовершенствования юных спортсменов. Важным инновационным фактором при этом выступает комплекс педагогических условий, актуализирующих физические качества наиболее эффективных спортивных и подвижных физических упражнений, выполняемые разнообразные двигательные действия, требующих необходимых решений.

Ключевые слова:

методика, ценности, овладение, физическая культура, школьники, занятия физической культурой.

DOI: 10.14526/01_1111_93

Скачать полный текст статьи