Формирование гуманных отношений дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Авторы:

Е.И. Андрианова , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Социально-коммуникативное развитие дошкольников предполагает развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения к сообществу детей и взрослых. Современные дошкольники часто испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.Проблеме взаимоотношений детей со сверстниками и формирования гуманных отношений детей дошкольного возраста были посвящены исследования А.В. Артемовой, А.В. Булатовой, Р.С. Буре, В.А. Горбачевой, В.Н. Залогиной, Г.Н. Ибрагимовой, Я.Л. Коломинского, В.Р. Лисиной, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской А.В. Петровского и др. Большие возможности для воспитания гуманного отношения к сверстникам имеет подвижная игра. В экспериментальной работе показаны воспитательные возможности физкультурно-оздоровительной работы для формирования гуманных отношений дошкольников. Методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов; наблюдение, анкетирование. Материалы. Рассматривается организация физкультурно-оздоровительной работы, способствующая формированию гуманных отношений дошкольников. На основании данных экспериментальной работы доказывается педагогическая эффективность подвижных игр для гуманизации детских отношений.Результаты. Разработана и апробирована методика организации физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками. Целенаправленное проведение подвижных игр, приучающих детей взаимодействовать друг с другом, договариваться, согласовывать свои действия, формирующих дружеские взаимоотношения, позволяет повысить уровень эмоционального благополучия детей в группе, сплоченность детского коллектива, способствует формированию гуманных отношений между детьми. Заключение. Игра занимает ведущее место при организации образовательной работы в дошкольной образовательной организации. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики организации физкультурно-оздоровительной работы, основанной на проведении подвижных игр, для формирования гуманных качеств у старших дошкольников.

Ключевые слова:

дошкольники, гуманное отношение к сверстникам, физкультурно-оздоровительная работа, подвижная игра, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_106

Скачать полный текст статьи