Детерминанты смысложизненных ориентаций студентов факультета физической культуры и спорта

Авторы:

Н.В. Бибикова , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Е.А. Гринева , (кандидат педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

О.М. Железнякова, (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Л.Д. Соломенко , (кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

В современных научных исследованиях особое внимание уделяется изучению ценностей в контексте смысложизненных ориентаций личности. Авторы, применяятеоретический анализ, наблюдение, тестирование, опрос, методы графической обработки данных, доказательно обосновывают актуальность исследования, выделяя одним из ключевых компонентов сложной структуры личности ценностные ориентации, которые придают смысловое направление деятельности человека, выступают центральным звеном ценностно-смыслового аспекта профессионального самоопределения.Материалы. В качестве исходных материалов была уточнена сущность базовых понятий: «ценность», «ценностные ориентации», «смысложизненные ориентации» и проведен анализ основных дефиниций.Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, наблюдение, опрос, методы графической обработки данных. Для изучения структуры смысложизненных ценностей использовалась авторская векторная методика «Профиль смысложизненных ценностей».В качестве составляющих профиля были выбраны следующие смысложизненные ориентации: здоровый образ жизни, стремление к духовному совершенствованию, профессиональный рост, взаимоотношения с окружающими, любовь и семейные ценности, отдых и развлечения, направленность на материальное благополучие.Для оценки авторы использовали «метод полярных баллов», каждая составляющая оценивалась по пятибалльной шкале.Результаты.Проведенное исследование показало, что выбор смысложизненных ценностей студентов факультета физкультуры и спорта напрямую детерминирован их профессиональной направленностью, спецификой профильной подготовки, увлеченностью и интересами в области спортивной деятельности, образом жизни, личностными качествами и нравственными ориентирами. Суммарный балл по шкале оценивания свидетельствует о высоком уровне проявления таких смысложизненных ориентаций, как здоровый образ жизни, любовь и семейные ценности, отдых и развлечения. Наименьшей степенью значимости характеризуется такая смысложизненная ориентация, как стремление к духовному совершенствованию. Система ценностей современной молодежи представляет собой наличие традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация, профессиональный рост, а также ценностей, связанных с достижением материального благополучия. Изучение смысложизненных ориентаций будущих специалистов в области физической культуры и спорта в перспективе может служить основой для дальнейшего всестороннего исследования.Заключение. Изучение смысложизненных ориентаций будущих специалистов в области физической культуры и спорта в перспективе может послужить для дальнейшего всестороннего исследования.

Ключевые слова:

смысложизненные ориентации, детерминанты, ценность, профессиональная направленность личности.

DOI: 10.14526/01_1111_107

Скачать полный текст статьи