Программирование двигательных действий волейболисток 15-17 лет

Авторы:

В.А. Каширин , (кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный университет)

Л.Д. Назаренко , (доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск)

Аннотация:

Результативность деятельности волейболисток в ходе спортивной игры определяется уровнем технико-тактической подготовленности; степенью ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах двигательных действий при выполнении технических приемов, а также согласованностью действий с партнерами – все это требует соответствующего уровня технико-тактической подготовленности. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Рассматривается проблема повышения спортивного мастерства волейболистов путем более эффективного использования резервных возможностей организма, в частности, посредством формирования навыков программирования двигательных действий в процессе игрового взаимодействия с противником. Программирование осуществляется на основе взаимодействия мотивации, двигательной памяти, обстановочной и пусковой информации, что способствует более глубокому осмыслению структурного содержания используемых основных технических приемов в волейболе, а также повышает уверенность в своих силах и является важным фактором роста технико-тактического мастерства. Результаты. Разработана методика формирования навыков программирования и своевременной коррекции двигательных действий квалифицированных волейболисток в ходе возникающей игровой ситуации. Методика формирования навыков программирования движений позволяет игрокам самостоятельно отрабатывать необходимые технические действия, получать обратную информацию о характере действий, вносить необходимые коррективы в параметры технических приемов в зависимости от изменения игровой ситуации. Разработка критериев оценки двигательной памяти и обстановочной информации как ведущих компонентов программирования позволяет осуществить контроль формирования навыков прогнозирования двигательных действий и своевременно корректировать алгоритм выполнения движений; объективно оценивать игровую ситуацию, владеть инициативой. Заключение. Материалы наших исследований показали, что одним из перспективных способов обеспечения роста технико-тактического мастерства волейболисток является формирование навыков программирования и своевременной коррекции двигательных действий в ходе возникающей игровой ситуации.

Ключевые слова:

волейбол, спортивное мастерство, программирование, методика,критерии оценки, общефизическая и технико-тактическая подготовленность,педагогический эксперимент.

DOI:

Скачать полный текст статьи