Теоретическое и методологическое обоснование значимости экологического самовоспитания учащейся молодежи

Авторы:

А.И. Колесник , (студентка, Ульяновский технический университет, Ульяновск)

Аннотация:

Современный этап общественного развития характеризуется катастрофическим состоянием окружающей природы, обусловленным потребительским отношением к среде обитания; нерациональным использованием природных ресурсов и устаревших технологий, отсутствием очистных сооружений. Сложившаяся ситуация требует пересмотра характера взаимоотношений человека и природы. Цель данного исследования заключается в теоретическом и методологическом обосновании необходимости обеспечения условий для экологического воспитания как фактора, определяющего гармонизацию отношений человека и природы. Основной задачей экологического воспитания является формирование потребности в экологическом самовоспитании, обеспечивающем высокий уровень личной ответственности за состояние среды обитания. Экологическое самовоспитание представляет собой сложный, многоаспектный процесс, обусловленный влиянием семьи, школы, вуза, общественных организаций, средств массовой информации. Материал: теоретическое и методологическое обоснование условий для экологического воспитания учащейся молодежи. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных. Результаты. В данной статье предлагается решение экологической проблемы путем формирования потребности в экологическом самовоспитании. Автором сформулированы условия для экологического самовоспитания, система задач; определено его содержание, формы, критерии оценки уровня сформированности. Экологическое самовоспитание рассматривается как результат хорошо организованного экологического воспитания, направленного на формирование экологической культуры, низкий уровень которой является одной из причин возникновения экологических проблем. Выявлены наиболее важные этапы формирования экологического самовоспитания, на которых формируются устойчивые привычки природоохранной и природ защитной деятельности и личностно-ориентированные мотивы экологической деятельности преобразуются в социально-значимые. Разработаны критерии оценки уровня сформированности экологического самовоспитания, ведущими из которых являются уровень проявления убеждения в значимости экологической деятельности с целью самореализации;сформированности экологических идей, понятий; потребность в усвоении новых экологических знаний, активной экологической деятельности. Заключение. Экологическое самовоспитание является важным компонентом экологической культуры; его развитие и совершенствование необходимо рассматривать в качестве определяющего условия смены потребительского отношения к природе на природоохранное и природ сберегающее. Экологическое воспитание и экологическое самовоспитание призвано формировать модель поведения человека при общении с природой, направленную на его духовно-нравственное развитие.

Ключевые слова:

студенты, природопользование, экологическое самосознание,условия, критерии оценки

DOI:

Скачать полный текст статьи