Проектирование образовательных туров в контексте компетентностного подхода в туристском образовании

Авторы:

Третьякова Т.Н., (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск)

Сыромятникова Ю.А. , (кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск)

Аннотация:

Туристская деятельность является эффективным средством воспитания гармоничной личности, служит действенным средством, мобилизующим познавательную активность учащихся, приобщает их к самостоятельной творческой деятельности. Методически верно выстроенная работа по организации турови экскурсий в рамках системы высшего образования развивает познавательную активность обучающихся, связанную с приобретением знаний и умений, которые необходимы для решения профессиональных задач, со стремлением к интеллектуальным достижениям.Однако в специальной литературе данной проблеме уделяется недостаточное внимание, в результате этого до настоящего времени не разработаны концептуальные и методологические положения использования образовательных туров в процессе подготовки специалистов туриндустрии. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, комплексный подход, проектирование. Материалы. В данной статье на основе требований ФГОС по направлению 100400.62 Туризм рассматриваются основополагающие принципы организации профессиональной деятельности студентов туристских специальностей в вузе через их непосредственное участие в обосновании, разработке и реализации образовательных туров. Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы, изучение опыта практической деятельности профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии, материалы собственных исследований свидетельствуют о том, что одной из наиболее сложных проблем в педагогике высшей школы является организация образовательного процесса на основе получения студентами практического опыта будущей профессиональной деятельности. Проектирование образовательных туров будет способствовать формированию профессиональных компетенций студентов туристских специальностей по основным видам профессиональной деятельности: проектной, производственно-технологической, организационно-управленческой, сервисной и научно исследовательской. Заключение. Интерактивные методы обучения профессиональной деятельности в рамках вузовского образования эффективно воздействуют и способствуют формированию компетентного специалиста. Такая технология, как образовательный тур широко используется образовательной системой на всех уровнях. Однако подготовка специалистов туриндустрии здесь выступает как самое потенциально важное пространство для использования этой педагогической технологии. Проектирование образовательных туров для подготовки бакалавров туризма может выступать как цель образования (то, чему необходимо научить), как средство (участвуя в проектировании, студенты осваивают технологии туристской деятельности) и как форма организации образовательного процесса.

Ключевые слова:

педагогика туризма, индустрия туризма, профессиональные компетенции.

DOI: 10.14526/01_1111_44

Скачать полный текст статьи