Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры

Автор:

Борисенкова Е.С. , (кандидат педагогических наук , Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

Логинов В.В. , (кандидат педагогических наук, доцент , Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

Найн А.Я. , (доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

Аннотация:

Тенденции развития современного физкультурного образования определяются глубинными образовательными реформами, направленными на повышение качества образования. Понятие «качество» охватывает все основные функции и направления деятельности образовательных организаций физической культуры, спорта и туризма: качество преподавания, подготовки и исследований, качество персонала и программ, качество обучения как результат совместной деятельности обучающего и обучающихся. Успешное развитие сферы физической культуры и спорта во многом зависит от обеспеченности ее квалифицированными специалистами с высоким уровнем профессиональной компетентности, который должен обеспечить их активное и эффективное участие в этом процессе. Материалы. Межотраслевой Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Уральского государственного университета физической культуры как основа развития профессиональной компетентности педагога физической культуры. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий модернизацию содержания образования взрослых как наукоемкая область знаний, так и профессионально ориентированное физкультурное пространство; раздаточный материал, учебные материалы интегративного типа, которые содержательно влияют на опережающий характер непрерывного образования и самообразования. Материалы исследования привнесли собой вклад в методику обучения взрослых и позволяют педагогам физической культуры перейти от использования отдельных приемов к научно обоснованным трендам, опережающим тенденциям физкультурного образования. Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация; изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса вуза; метод диагностических ситуаций, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент. Результаты исследования. Представлены педагогические условия развития высокого уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры, позитивно влияющих на возможность достижения в теории и практике физической культуры, спорта и туризма содержательных научно-методических ориентаций, призванных регулировать отношения спортсмена с обществом и социумом. Показана эффективность ключевых ориентиров в модернизации профессионально-физкультурного образования, где имеется значительное количество концептуально-теоретических и практико-ориентированных наработок, свидетельствующих об актуальности изучаемой проблемы. Приведено содержание авторской методики повышения уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры, которая опирается на триединство ключевых понятий: компетентность, компетенция и готовность к принятию решений. Показано, что компетентность выступает в качестве содержательной доминанты бытия специалиста сферы физической культуры, требуемой для выхода на более высокий уровень ментальной организации различных мероприятий. Проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие эффективность опытной работы. Результаты расчетов получены на основе параметричексого метода, поскольку эти данные отвечали требованиям, предъявляемым к применению параметрических критериев сравнения групповых явлений. В выводах отмечена результативность авторской методики и программы развития педагогических условий развития профессиональной компетентности педагога физической культуры, направленных на создание и принятие личностных особенностей, нивелирование влияния профессиональных рисков и эмоциональных состояний на процесс развития профессиональной компетентности специалистов сферы физической культуры, спорта и туризма. Основная идея: педагогические условия, содержательно повышающие эффективность и качество образовательного процесса в рамках повышения квалификации или переподготовки, выступают приоритетным фактором развития профессионального потенциала специалиста физической культуры. Цель исследования: изучить влияние разработанных педагогических условий в системе дополнительного образования взрослых (повышения квалификации) на эффективность опережающего развития профессиональной компетентности педагога. Заключение. Экспериментальные данные, полученные в процессе организации опытной работы, позволили проследить связь между развитием опыта профессиональной компетентности и успешностью теоретической подготовки обучения. Слушатели системы дополнительного профессионального образования более успешно справляются с заданиями, связанными с поиском недостающей информации, постановкой дидактических задач, формулированием учебных противоречий, обоснованием выбора метода решения и оценкой результата. Опережающее содержание обучения слушателей курсовой подготовки и повышения квалификации становится наличием внутреннего смысла приобретения учебной и жизненной самоорганизации к самообразовательной деятельности.

Ключевые слова:

педагогические условия, фактор, профессиональная компетентность, педагоги, повышение квалификации, физическая культура.

DOI:10.14526/01_1111_46

Скачать полный текст статьи