Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания

Авторы:

Кириллов А.В. , (аспирант, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Иконникова М.А. , (аспирант, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Назаренко А.В. , (доцент, доктор педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия)

Аннотация:

Масштабный экологический кризис и его негативные последствия нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому проблема экологического воспитания населения является одной из актуальных. Внимание специалистов по экологии сосредоточено главным образом на совершенствовании экологического образовательного процесса, при недооценке экологического воспитания. Материалы. В данной статье дается теоретическое обоснование значимости экологического воспитания как важнейшей составляющей экологической профессиональной подготовки будущего педагога. Экологическое воспитание представляет собой сложный, многопараметрический процесс, в ходе которого осуществляется усвоение норм и правил взаимодействия с окружающей природой, детерминирующих поведение человека при общении со средой обитания. Особая роль в решении данной задачи принадлежит будущему учителю, призванному формировать социально активную личность, способную вывести страну на путь устойчивого социально-экономического развития. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового педагогического опыта специалистов-практиков в области природопользования; наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. Рассматриваются факторы, определяющие эффективность экологического воспитания, приводятся экспериментальные данные, подтверждающие необходимость использования данных факторов в процессе экологического воспитания будущего учителя. Разработаны критерии оценки показателей экологической воспитанности: готовности дать объективную оценку экологическому состоянию конкретного участка природы и характеру деятельности соответствующих организаций, обусловивших разрушение данного природного объекта; способности к разработке плана восстановления разрушенного объекта, связанной с проявлением нравственных качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности; умению организовать рабочую инициативную группу для реализации собственного плана действий. Установлена взаимосвязь между экологическим образованием и экологическим воспитанием; разработана методика профессионально-педагогической подготовки студентов к формированию экологического воспитания у школьников среднего и старшего возраста. Заключение. Предлагаемая парадигма экологического воспитания опирается на основные закономерности, принципы и критерии оценки деятельности по формированию личности с экологическим мировоззрением, экологическим сознанием и экологическим мышлением, способной к смене потребительского отношения к среде обитания на природозащитное и природоохранное. Результаты педагогического эксперимента показали, что экологическое воспитание необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую экологического образования.

Ключевые слова:

профессионально-педагогическая деятельность, экологическая воспитанность, критерии оценки, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_57

Скачать полный текст статьи