Педагогическая система саморазвития личности средствами физической культуры

Авторы:

Оплетин А.А. , (кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), г. Пермь Россия)

Анненкова С. В., (аспирант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), г. Пермь Россия)

Фазлеев М.Т. , (старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), г. Пермь Россия)

Филатов А.В. , (доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), г. Пермь Россия)

Аннотация:

Педагогическая система воплощает в практику социальный заказ современной парадигмы образования на формирование конкурентной, физически, нравственно и духовно здоровой личности. Материал. В статье рассматривается внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза педагогической системы саморазвития средствами физической культуры. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Результативность эксперимента проявилась, прежде всего, в повышении мотивации к занятиям физической культурой, в нормализации у значительной части студентов психических состояний. Зафиксирован достаточный уровень физического развития личности, проявляющийся в укреплении здоровья (снизилась заболеваемость). Отмечено оптимальное развитие и укрепление органов дыхания студентов, повышение жизнедеятельности тонуса организма, учащиеся овладели раскованностью двигательных навыков, у них заметно укрепились мышцы тела, подвижность суставов и позвоночника, зафиксировано овладение способами сохранения и укрепления здоровья посредством растяжек, суставной гимнастики и самомассажа. Отмечено более активное отношение к здоровому образу жизни. Существенно снизилась заболеваемость студентов и улучшилась посещаемость учебных занятий. Педагогические наблюдения: улучшение отдельных черт характера у студентов, занимающихся в экспериментальной группе. У студентов исчезли боязливость, нерешительность, стеснительность, пассивность и неуверенность. Улучшилась дисциплина и появилась организованность и самостоятельность. Появился интерес к занятиям физическими упражнениями и желание заниматься в спортивных секциях. В контрольной группе больших изменений по всем параметрам не зафиксировано. Заключение. Введение педагогической системы, новых нетрадиционных методов оптимизировало процесс физического воспитания студентов. Предлагаемая система способствует самореализации личности студентов, формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития.

Ключевые слова:

педагогическая система, личность, творческое саморазвитие,самореализация, физическая культура, нетрадиционные методы физической культуры.

DOI: 10.14526/01_1111_62

Скачать полный текст статьи