Моделирование учебного процесса подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов

Авторы:

А.Е.Никулин, (доцент, заведующий кафедрой рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры», г. Хабаровск)

Аннотация:

В статье представлена модель организации учебного процесса подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов на основе алгоритма, разработанного автором дидактического комплекса. Методы исследования. С целью проверки выдвинутой гипотезы и реализации задач в рамках настоящего исследования использовались анализ данных научно-методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, опрос (анкетирование), контент-анализ выпускных квалификационных работ обучающихся в Образовательном некоммерческом партнерстве «Межрегиотур», педагогический эксперимент по созданию системы специальной подготовки «Гидпроводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов». Материалы. Настоящее исследование базируется на многолетнем опыте работы автора по обеспечению экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов, основу которого составляет тщательная многократная подготовка участников и проводников походов, которые были организованы Межрегиональной ассоциацией независимых туроператоров Дальнего Востока (МАНТ ДВ), Образовательным некоммерческим партнерством «Межрегиотур» (InterRegioTour), туристскими компаниями города Хабаровска: ООО «Азимут», ООО «Вэлком», ООО «Спартак-тур», ООО «Сафари Люкс». Результаты. Разработанная нами на основе концептуальных теоретических, нормативных положений инновационная модель образовательного процесса дидактической системы подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов была внедрена в учебный процесс с учетом современных требований высшей школы. В том числе была учтена безопасность функционирования предлагаемой системы, которая обеспечивает сознательную, управляемую, творчески развивающую познавательную деятельность обучаемых как компетентных субъектов образовательного процесса. Заключение. Адаптация общедидактических принципов к конкретной дидактической ситуации в процессе обучения по предметам, входящим в блок подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов, применительно к конкретным дидактическим задачам совершенствованию личностно развивающей самообразовательной творческой деятельности обучаемых на курсах и их профессиональной подготовки позволила разработать и внедрить в педагогическую практику дидактическое конструирование, делающее процесс обучения более сознательным, управляемым, эффективным.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, экологический туризм, модель образовательного процесса.

DOI: 10.14526/24_2014_24

Скачать полный текст статьи