Эффективность педагогического содействия в адаптации студентов младших курсов физкультурно-спортивного вуза

Авторы:

Ю.В. Логинова , (Аспирант, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск)

Аннотация:

В данной статье рассматривается проблема адаптации студентов младших курсов к образовательному процессу физкультурно-спортивного вуза. Отмечено, что перед высшей школой поставлена непростая задача – подготовка специалиста, к которому предъявляется ряд серьезных требований. Показывается необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов, поскольку существующая система является неэффективной. Указано, что студенты физкультурно-спортивного вуза являются специфическим контингентом, требующим особого внимания, поскольку, несмотря на юный возраст, многие к моменту поступления в вуз уже заканчивают спортивную карьеру, многие вынуждены расставлять приоритеты между спортом и обучением, при этом студентам постоянно необходимо работать с эмоциональными состояниями. Перечислены диагностические тесты, на основе которых был выявлен уровень адаптации студентов к образовательному процессу вуза. Проанализированы данные формирующего эксперимента, подтверждающие эффективность опытной работы. Методы исследования: анализ научной литературы, методы математической статистики, психологическое тестирование. Материалы. Уровень адаптации студентов младших курсов к образовательному процессу в вузе определен на основе ряда критериев. В рамках данной публикации рассматриваются следующие: мотивация достижения, самоуважение, самооценка, общительность, адаптивность. Психологические тесты подобраны в соответствии со структурой изучаемого понятия, целью опытной работы. Результаты. В опытной работе принимали участие студенты очной формы обучения факультетов летних видов спорта, зимних видов спорта и единоборств в количестве 71 человека. Констатирующий эксперимент показал отсутствие достоверных отличий по результатам группового сравнения (тесты – «Личностный дифференциал», «Мотивация достижения», «Методика диагностики социально-психологической адаптации»), диапазон t-расчетного – 0,2-1,25. По итогам формирующего эксперимента были получены достоверные отличия, представлена доказательная база эффективности педагогического содействия, диапазон t-расчетного – 2,35-2,94. Заключение. Системная организация внеучебной деятельности, реализация межпредметных связей в процессе обучения, психолого-педагогическое сопровождение, включающее в себя комплексное положительное воздействие на личность на основе тренингов, консультативной практики, личных бесед с родственниками и тренерами студентов позволит выстраивать педагогическое содействие в адаптации студентов к образовательному процессу физкультурно-спортивного вуза более эффективно.

Ключевые слова:

адаптация, студенты младших курсов вуза физической культуры, психолого-педагогическое сопровождение, формирующий эксперимент.

DOI: 10.14526/08_2014_11

Скачать полный текст статьи