Современные формы обучения в вузе на примере дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» по специализации скандинавская ходьба

Авторы:

Нагейкина С.В. Государственный университет по землеустройству г. Москва, Россия ORCID: 0000-0001-7305-9546, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Современное общество развивается в многообразии и во взаимодействии с материальными, духовными и социальными явлениями в образовании. Современная концепция преобразования в учебных заведениях требует решения реальных аспектов и проблем физической культуры и спорта, как основы сохранения и укрепления здоровья студентов. На базе научных достижений осуществляется преобразование программы развития физической культуры и формирование здорового образа жизни студенческой молодежи России. Основной целью в преобразовании элективного курса физической культуры и спорта в учебных заведениях является расширение внедрения более популярных и востребованных видов двигательной активности для студенческой молодежи. Методы и материалы исследования. В исследовании использованы методы: анализ научно-методической литературы, тестирование, статистическая обработка результатов исследования. В исследовании приняли участие 28 студентов 1, 2 курса ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству». Студенты контрольной группы занимались по традиционной программе. Студентам экспериментальной группы предлагались занятия со включением скандинавской ходьбы в рамках элективного курса. Методика реализации скандинавской ходьбы включала оздоровительную направленность. Подготовительная часть занимала 10% от общего времени продолжительности занятия, где проводилась общая и специальная разминка со включением общеразвивающих упражнений локального и общего воздействия на мышцы. В основной части занятия по продолжительности составляли 75% от общего времени, где проводилась специальная подготовка к прохождению дистанции. Основным критерием коррекции тренировочных воздействий физических нагрузок явились показатели пульса. Для обоснования эффективности экспериментальной методики выбраны три упражнения, как: поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в положении лежа, приседание. Оценка результатов проводилась в баллах, разработанная с учетом физической кондиции студентов медицинской группы. Результаты. На основании нормативных показателей по бальной шкале разработана детализированная балльная шкала оценки физических кондиций студентов специальной медицинской группы. Исследуемые показатели физической подготовленности студентов специальной медицинской группы КГ и ЭГ имели тенденцию к улучшению, но в ЭГ результаты значительно достовернее, чем в КГ, т.к. прирост составил 28,71%, а в КГ лишь на 7,9%. Следовательно, систематическое применение специальных упражнений, направленных на развитие физических качеств с учетом специфики скандинавской ходьбы, приводило улучшению физической подготовленности студентов. Заключение. Необходимо учитывать, что низкие нагрузки не повышают эффективность физиологических возможностей организма и их общей физической работоспособности. Скандинавская ходьба является уникальным видом физкультурно-спортивной деятельности, который позволяет определить уровень физических нагрузок и увеличивать их постоянно без ущерба на организм занимающихся. Систематические занятия скандинавской ходьбой, в частности, оздоровительной направленности, при рациональной их организации в режиме дня позволяют сохранять высокий уровень физической работоспособности, тонизируют нервную систему и регулируют психическое состояние, а также повышают функциональные возможности ССС и функции дыхания. Важным компонентом физической нагрузки скандинавской ходьбы является активизация и регулирование обменных процессов организма. Элективный курс по физической культуре и спорту с реализацией скандинавской ходьбы позволяет успешно реализовать индивидуальный подход и дифференциацию обучения.

Ключевые слова:

скандинавская ходьба, методика, студенты, медицинская группа, физическая нагрузка, структура занятия.

DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-71-78

Скачать полный текст статьи