Структура формирования здоровья студентов медицинской академии: проблемы и инновации

Авторы:

Гибадуллин И.Г., Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова Ижевск, Россия, ORCID: 0000-0001-6386-1121, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Торхов А.С., Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова Ижевск, Россия, ORCID: 0000-0001-8580-0944, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мутаева И.Ш., Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета г. Елабуга, Россия, ORCID: 0000-0002-9387-7033, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

В статье рассматриваются структурные компоненты, характеризующие проявления уровня здоровья студенческой молодежи. Выявлена необходимость разделения студентов с учетом проявления отклонений в состоянии здоровья. Отмечено, что состояние здоровья человека определяется мотивационной установкой к двигательной активности с учетом личностного уровня проявления физического здоровья. Выявлена необходимость определения структурных компонентов здоровья человека как основного фактора планирования и модификации оздоровительной программы различной направленности. Совершенствование механизмов биоэнергетики мышечной деятельности – основа формирования физического здоровья студентов. Целью данной работы явилось изучение условий формирования групп здоровья, а также структурных компонентов здоровья студентов медицинской академии. Методы и материал исследования. Проведен анализ научно-методической литературы по вопросам общих основ комплексной оценки физического здоровья студенческой молодежи. Изучены медицинские карточки студентов по картотеке медицинского кабинета академии. Экспрессоценка уровня здоровья студентов основной и подготовительной группы проведена с учетом 10 наиболее информативных показателей, таких как ЧСС, артериальное давление, жизненный индекс, росто-весовой индекс, двигательная активность, выносливость по показателям бега на 2000 м, силовая выносливость, динамометрия кисти рук и наличие хронических заболеваний. Все абсолютные значения по тестам переведены в баллы для удобства оценки уровня здоровья. Оценка уровня здоровья студентов основной и подготовительной групп проводилась по шкале: 5,0 и выше – уровень очень высокий; 4,9-4,0 – высокий; 3,9-3,0 – средний; 2,9-2,0 – уровень ниже среднего; 1,9-1,0 и ниже – низкий. Результаты. Определены показатели структурных компонентов здоровья для комплексной оценки жизнедеятельности организма и коррекции оздоровительных и тренировочных воздействий. Определены виды отклонений по показаниям медицинских карточек студентов. Выявлено наличие различных видов отклонений в жизнедеятельности организма студентов. Характеристика основных структурных компонентов, составляющих уровень здоровья студентов, переведена в балльную систему оценки, что позволяет проводить коррекцию тренировочных воздействий. Выявлены направления надвигающейся проблемы в плане прогнозирования риска возникновения различных заболеваний, угрожающих комфортной жизни студентов. Определены инновационные направления повышения уровня здоровья студентов. Заключение. Изучение основных составляющих здоровья студентов вузов являются первостепенной задачей при формировании у них положительного отношения к здоровому образу жизни. Перспективность реализации оздоровительных и тренировочных программ для студентов заключается прежде всего в создании базы данных физического здоровья как основы повышения профессиональной работоспособности и жизнедеятельности организма в стрессовых ситуациях, возникающих в современном обществе. Для коррекции всех компонентов в структуре здоровья студентов необходимо корректировать оздоровительные и тренировочные программы с учетом ошибок методического характера.

Ключевые слова:

структурные компоненты здоровья, студенты специальных медицинских групп, отклонения в состоянии здоровья, здоровый образ жизни.

DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-101-108

Скачать полный текст статьи