Педагогическая поддержка родителей как условие развития настойчивости у юных спортсменов, участвующих в образовательном проекте «Спортивный класс»

Авторы:

Ерина О.И.1, Ким Т.К.2*, Кузьменко Г.А.1
1Московский педагогический государственный университет
г. Москва, Россия
ORCID 0000-0002-6773-7870, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID 0000-0002-6308-5211, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2Российский университет спорта, ГЦОЛИФК
г. Москва, Россия
ORCID 0000-0003-2398-958Х, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.*

Аннотация:

Воспитание гармонично развитой личности является важнейшей задачей
любого цивилизованного общества, в реализации которой незаурядная роль принадлежит
семье как естественной и безопасной среде, в которой растет и развивается ребенок. Эта
задача тесно сопряжена с целевыми ориентирами, обозначенными в «Стратегии развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» и иных
регламентирующих документах, определяющих в качестве приоритетных направлений
государственной политики приобщение подрастающих контингентов к систематическим
занятиям физическими упражнениями и спортом, реализацию и самореализацию детей и
молодежи в избранных видах спорта, профессиональное самоопределение обучающихся.
Гармоничное развитие физических и личностно-психических качеств детей и подростков
зависит не только от воспитательного потенциала семьи, но и от организации учебных
занятий и внеурочной деятельности с учетом перспективных направлений спортивной
деятельности и реализуемых в их русле современных организационных форм, в перечне
которых образовательные проекты «Спортивный класс» и «Спортивная вертикаль». В
этой связи особую актуальность приобретают вопросы разработки условий развития
личностных качеств юных спортсменов, участвующих в образовательных проектах, и
влияния родительского отношения на формирование настойчивости у обучающихся.
Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости обеспечения
социального взаимодействия между педагогом, ребенком и родителем как условия
формирования адекватной родительской позиции и развития личностно-психических
качеств обучающихся. Практическая значимость. Результаты исследования могут
быть использованы в работе учителей физической культуры, тренеров по видам спорта
и иных специалистов, разрабатывающих проблему совершенствования физкультурно-
спортивной деятельности на основе оптимизации форм интеграции семьи, общего и
дополнительного образования в единое образовательно-воспитательное пространство.
Методы исследования: анкетирование и интервьюирование 28 спортсменов, методы
описательной статистики, корреляционный анализ. Результаты. Анкетирование и беседы с
юными спортсменами продемонстрировали, что проявление настойчивости в спортивной
деятельности связано с ценностным отношением к личности спортсмена самых главных
людей – их родителей, а также с педагогическим мастерством учителя и тренера,
выступающим залогом преемственного и последовательного развития важных личностных
качеств в спортивном коллективе сверстников. Заключение. Участие в образовательном
проекте «Спортивный класс» способствует созданию необходимых предпосылок
для физического развития юных спортсменов, мотивации к освоению профессий в
области физической культуры и спорта, актуализации конкурентных личностных
качеств, формированию прикладных умений и навыков, предпрофессиональному
самоопределению юных спортсменов, их спортивному совершенствованию. Одним из
условий формирования личностного качества «настойчивость» у юных спортсменов, участвующих в образовательном проекте «Спортивный класс», выступает адекватная
родительская позиция и их отношение к личностному самоопределению ребенка, что, в
свою очередь, требует дальнейшей разработки эффективных форм взаимодействия всех
субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Ключевые слова:

 

спортивный класс, настойчивость, юные спортсмены, родители, организации общего и дополнительного образования.

DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-165-170.

Скачать полный текст статьи