Методика повышения уровня технической подготовки квалифицированных боксеров на основе интегративного подхода

Автор:

Гатин Ф.А. , (аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия)

Аннотация:

В теории и практике спортивной подготовки квалифицированных боксеров осуществляется постоянный поиск способов повышения результативности соревновательной деятельности. Большое внимание уделяется разработке и применению искусственно управляющей среды с использованием разнообразных боксерских снарядов и тренажеров, способствующих приросту показателей скоростно-силовых качеств, быстроты двигательной реакции, контролю ситуации. Для повышения уровня технической подготовленности широкое распространение получили спарринговые и учебные бои в усложненных условиях тренировочной деятельности: на фоне утомления; при увеличении длительности раундов; с более широким использованием площадки ринга; с ускорениями по сигналу тренера и т.д. Материал. В данной статье предлагается теоретическое обоснование эффективности использования интегративного подхода к совершенствованию спортивного мастерства единоборцев, новый подход к организации тренировочного процесса на основе интеграции таких перспективных направлений повышения эффективности тренировочного процесса, как формирование навыков использования вариативного компонента двигательного навыка, позволяющего усваивать новые способы выполнения основного технического приема в различных, неожиданно возникающих ситуациях боксерского поединка, что дезориентирует противника, снижает его уверенность в своих силах. Формирование навыков экстраполяции двигательных действий на основе выявления их структурного сходства с атакующими приемами дает возможность существенно сократить объем подготовительных упражнений, повысить плотность боя, более эффективно управлять ситуацией. Формирование навыков моделирования движений соперника позволяет опережать его действия, перехватить инициативу и навязать темп и ритм двигательной деятельности. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент. Результаты. Использование интегративного подхода к разработке методики совершенствования спортивной подготовки квалифицированных боксеров позволило соединить следующие направления повышения спортивного мастерства: формирование вариативного компонента двигательного навыка, обеспечивающего своевременный выбор наиболее эффективного для конкретной ситуации способа проведения технического приема; использование навыков экстраполяции двигательных действий, позволяющих на основе структурного сходства подготовительных и подводящих упражнений с основным техническим приемом успешно прогнозировать действия соперника; формирование навыков моделирования действий противника, что создает условия для перехвата инициативы при ведении поединка; повышение уровня развития ведущих двигательно-координационных качеств как базиса технической подготовленности спортсменов. Заключение. Представленные материалы исследования позволили автору выявить наиболее значимые способы повышения результативности тренировочной и соревновательной деятельности, оказывающие существенное воздействие на рост спортивного мастерства квалифицированных боксеров. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики спортивной подготовки боксеров.

Ключевые слова:

бокс, интегративный подход, методика; техническая, физическая подготовленность.

DOI: 10/14526/01_2018_278

Скачать полный текст статьи

О целесообразности параллельного изучения атаки и защиты в греко-римской борьбе на этапе начальной подготовки

Авторы:

Кузнецов А.С., (доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет», ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806)

Новаковский С.В., (доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина», ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002)

Соломахин О.Б., (доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина», ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002)

Аннотация:

В результате анализа научно-методической литературы выявлено, что в программах на этапе начальной подготовки по греко-римской борьбе не разработаны методические приемы, позволяющие реализовать идеи поэтапного овладения умениями и навыками. Необходимо вначале обеспечить формирование стандартной координации при проведении атакующих приемов, защитные действия должны быть на втором плане. Если изучение технических действий при борьбе лёжа, в партере выполняются при относительно стабильных позициях, то при борьбе стоя усвоение учебного материала происходит в нестабильных условиях сохранения равновесия, в связи с чем возникают серьезные проблемы обеспечения безопасности при обоюдных падениях. Поэтому при борьбе стоя на начальном этапе обучения необходимо обеспечить стабильные условия без внешних динамических помех В начале обучения броскам необходимо добиться усвоения срединной структуры приема, основы которой должны быть заложены в классификации технических действий. Однако ничего конкретного для реализации таких пожеланий на уровне государственных программ предложено не было. В ряде научно-методических публикаций и в содержании программ условия для прочного усвоения срединных структур без сбивающего фактора внешних помех не соблюдены. Предлагается одновременно с изучением атакующего действия изучать защиту и контрприемы против него. Материал. Для выяснения целесообразности параллельного изучения атакующих и защитных действий проведен естественный педагогический эксперимент. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ соревновательной деятельности (бросков) борцов греко-римского стиля, методы математической статистики. Результаты. В статье проведен анализ программ начального этапа обучения в греко-римской борьбе. Выявлено, что в предыдущих программах на этапе начальной подготовки по греко-римской борьбе не разработаны методические приемы, позволяющие реализовать идеи поэтапного овладения умениями и навыками. В результате педагогического эксперимента доказано, что КГ и ЭГ-1 в конце третьего года обучения уступают по соревновательным результатам ЭГ-2, пропустившей участие в соревнованиях 2-го года обучения. Этот факт связан с отставленным эффектом щадящего метода обучения без помех со стороны защиты. Заключение. В результате 3-годичного педагогического эксперимента, охватывающего этап начальной подготовки и первый год тренировочного этапа, выяснилось, что изучать защиту и контрприёмы параллельно с атакующими техническими действиями при борьбе стоя нецелесообразно.

Ключевые слова:

атакующие приемы, греко-римская борьба, защитные действия, количественный показатель эффективности, контрприем, показатель активности, показатель выигрышности, соревновательная деятельность, этап начальной подготовки.

DOI: 10/14526/01_2018_279

Скачать полный текст статьи

Условия успешной адаптации организма к тренировочной и соревновательной деятельности

Авторы:

Назаренко Л. Д., (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Валкина О.Н., (кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Касаткина Н.М. , (кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Тренировочные занятия являются основной формой совершенствования спортивного мастерства, обеспечивающей улучшение показателей физиологических систем. При многократном воздействии внешних и внутренних раздражителей возникают адаптационные приспособления, благодаря которым происходит постепенное накопление морфологических, биохимических изменений в работающих мышцах, а также в органах и физиологических системах. Материал. Теоретическое обоснование поиска путей эффективного ускорения адаптационных механизмов в процессе спортивной подготовки боксеров. Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной методической литературы, обобщение передового опыта специалистов, тренеров по боксу; моделирование. Результаты. Концепция обеспечения единства моторной и интеллектуальной деятельности с учетом закономерностей адаптационных изменений направлена на оптимизацию использования кинезиологического потенциала. Ее реализация позволяет выявить место и роль тактического мышления среди структурных компонентов системы спортивной подготовки боксеров. Определены условия и факторы, влияющие на характер адаптационных процессов. Для развития тактического мышления предлагается разработать модель, ориентирующую на рациональную последовательность формирования мыслительных действий. Заключение. Рациональная организация системы спортивной подготовки спортсменов открывает дополнительные возможности для более эффективного использования средств и методов тренировки в соответствии с принципами теории адаптации. Под воздействием целенаправленной мышечной нагрузки создаются условия для формирования качественных сторон двигательной деятельности, разностороннего, гармоничного развития – основы совершенствования индивидуальной техники выполнения физических упражнений.

Ключевые слова:

адаптационные механизмы, тренировочная деятельность, боксеры, соревновательная деятельность.

DOI: 10/14526/01_2018_281

Скачать полный текст статьи

Влияние плиометрической тренировки на производительность спринта и повторную спринтерскую способность футзалистов

Авторы:

Мохамед Беннадия , (преподаватель, Университет Эль Баядх, Институт наук и методик физической активности и спорта, абонентский ящик 38000, Ттисемсилт, Алжир)

Бенрабах Кхеиредине , (преподаватель, Университет Эль Баядх, Институт наук и методик физической активности и спорта, абонентский ящик 38000, Ттисемсилт, Алжир)

Кхароуби Фейсал Мохамед , (преподаватель, Университет Эль Баядх, Институт наук и методик физической активности и спорта, абонентский ящик 38000, Ттисемсилт, Алжир)

Оудах Ахмед Эль-Амин , (доктор философии в области спорта, преподаватель , Эль Баядх, Институт наук и методик физической акктивности и спорта, абонентский ящик 38000, Ттисемсилт, Алжир)

Аннотация:

Цель данного исследования заключалась в проверке эффективности плиометрических тренировок в повышении производительности спринта и способности к повторному спринту (СПС) игроков футзала. Методы. Двадцать любителей футзала (возраст 20,25± 1,8 года, масса тела 75,3 ± 8,4 кг, рост 174,8 ± 4,37 см и индекс массы тела 23.1 ± 1,8 кг·м-2), футзалисты из дивизиона Лиги университета Тиссемсильт. Для целей протокола, мы их разделили на две группы: экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ) по 10 игроков, соответственно. В начале эксперимента между двумя группами не было выявлено значимых различий. Предварительные испытания. Требовалось оборудование, необходимое для выполнения тестирования спринта, способность повторного тестирования спринта (СПС), встречные прыжковые движения (ВПД) и прыжки в приседе (ПП). Результаты. Экспериментальная группа (ЭГ) проводила тренировки в течение 8 недель с увеличением и прогрессивным увеличением рабочей нагрузки, проводила две тренировки в неделю из расчета 1 ч 30 мин на занятие. Плиометрическая тренировка (Пт) состояла из 2 - 7 наборов из 10 повторений с отдыхом 120 секунд. По завершении эксперимента были проведены повторные тесты. Результаты показали значительное увеличение ВПД, СПС и спринт-теста на песке, и сравнили их с контрольной группой (p < 0,05). Заключение. Результаты показывают, что такой предлагаемый протокол улучшает физическое качество «способность повторять спринты» (p <0,001), выполняя при этом работу, относительно близкую к требованиям футзала. Действительно, плиометрия - это метод, включающий цикл растяжения и расслабления мышцы, чаще всего во время подпрыгивания, так как игроки могут использовать их во время матчей. К тому же, наш протокол также улучшил максимальную скорость бега на повторение (p <0,05) и максимальную высоту прыжка в высоту с передвижением (p <0,05). Эти два физических качества могут позволить игрокам чаще использовать преимущество над своими прямыми противниками.

Ключевые слова:

скорость, приземистый прыжок, встречный прыжок, Университетская Лига

DOI: 10/14526/01_2018_280

Скачать полный текст статьи

Инновационный подход к методике совершенствования физической подготовленности игроков в мини-футболе

Авторы:

Сучилин А.А., (доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)», проспект им. В.И. Ленина, дом 78, г. Волгоград, Россия, 400005)

Новокщенов И.Н. , (кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)», проспект им. В.И. Ленина, дом 78, г. Волгоград, Россия, 400005)

Аннотация:

Анализ современной научно-методической литературы, изучение опыта подготовки отечественных и зарубежных футболистов показали, что методика подготовки футболистов в подготовительном периоде разработана достаточно глубоко (А.А. Сучилин, А.П. Золотарев и др., В.В. Головков, Крис Ханта и др.). В то же время имеется незначительное количество работ, посвященных проблеме подготовки в этот период игроков в мини-футболе (С.Н. Андреев, И.Н.Новокщенов и др.). Это можно объяснить тем, что процесс физической подготовки в мини-футболе не получил пока широкого исследования в России и за рубежом. Поэтому тренеры и игроки мини-футбола используют опыт подготовки и выступления в соревнованиях большого футбола, опираясь на научно-методическую литературу отечественных и зарубежных авторов.Мини-футбол (футзал) в отличие от большого футбола имеет свою специфику подготовки игроков и тренеров. Соревнования по мини-футболу проводятся в ограниченных составах 5х5 на площадках уменьшенных размеров (20х40 метров). Более быстрый темп, частая смена игроков, отсутствие жестких силовых единоборств требуют от игроков проявления скоростно-силовых качеств, которые базируются на общих физических возможностях. Проведенный нами педагогический эксперимент позволил обосновать инновационный подход подготовки мини-футболистов к соревнованиям на общеподготовительном этапе подготовительного периода, в котором был сделан акцент на совершенствовании общей выносливости и скоростно-силовых качеств. Применение блоков планирования учебно-тренировочного процесса и средств контроля за функциональным состоянием игроков позволило заложить необходимый фундамент для специализированной подготовки и выступления в соревнованиях, что способствовало команде «ВГАФК» стать чемпионом Всероссийских студенческих соревнований проекта «Мини-футбол в вузы» в 2017 году. Материалы. Поволжская олимпийская академия как основа развития олимпийского движения и олимпийского образования, Волгоградская государственная академия физической культуры как учебный комплекс в подготовке высококвалифицированных футболистов (мини-футбол). Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, интервьюирование, обобщение передового практического опыта, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Разработана методика общей физической подготовки высококвалифицированных мини-футболистов на общеподготовительном этапе подготовительного периода. Обоснованы методические подходы к повышению уровня общей физической подготовленности высококвалифицированных мини-футболистов. Экспериментально проверена разработанная нами методика в педагогическом эксперименте, а также при подготовке и участии во Всероссийских студенческих соревнованиях. Заключение. Данные, полученные в ходе исследования, позволили предложить инновационное планирование подготовки мини-футболистов к ответственным соревнованиям с использованием недельных микроциклов в подготовительном периоде, качественно способствующее совершенствованию их общей физической подготовленности.

Ключевые слова:

мини-футболисты, инновационный подход, общеподготовительный этап подготовительного периода, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10/14526/01_2018_282

Скачать полный текст статьи