Профессионально-прикладная физическая подготовка спортсменов, занимающихся спортивными видами единоборств

Авторы:

Богатырёв С.А., (соискатель кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1)

Аннотация:

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы 20 сделан акцент на то, что в российском образовании предприняты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в данной сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. Это в равной степени относится и к кадровому потенциалу сферы физической культуры, спорта и туризма. В спортивном образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих более качественную доступность образовательных услуг. Однако уровень развития отечественного физкультурного образования пока не в должной мере соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны. Материалы. Изучение механизмов переноса физической тренированности на профессиональную деятельность и определение того, на каком уровне развития физических качеств и двигательных навыков возможно их положительное влияние на другие формы деятельности. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, теоретический анализ и синтез, обобщение и конкретизация, изучение продуктов деятельности на профессионально-прикладной физической подготовке спортсменов, занимающихся спортивными видами единоборств; метод диагностических ситуаций, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент. Результат. Актуализируется опыт выполнения разнообразных физических упражнений для переноса на спортсменов, занимающихся профессионально-прикладными видами единоборств. Раскрыто понятие «перенос физических качеств», которое в «чистом виде» наблюдать невозможно, так как они инструментально и терминально присутствуют в единстве при выполнении любого упражнения и результат тренировки при этом зависит от развития как навыка, так и физических качеств субъекта. Заключение. Разработанные классификационные, психофизиологические признаки профессионально-прикладной физической подготовки спортсменов и профессионально прикладные требования к специалистам образовательных организаций (спортклубов) позволяют не только повысить физкультурную подготовленность обучающихся, но и сформировать у них ценностное отношение к занятиям физической культурой, формированию здоровьесберегающих технологий в процессе активной жизнедеятельности.

Ключевые слова:

спортсмены, физкультурная подготовка, профессиональная прикладность, спортивные виды единоборств, специалисты, образовательные организации.

DOI: 10.14526/01_1111_73

Скачать полный текст статьи

Исследование силовых показателей курсантов-гиревиков в подготовительном периоде спортивной тренировки

Авторы:

Гранкин Н.А. , (старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменское высшее военное инженерно-командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова», 625001,г. Тюмень, ул. Л. Толстого, д. 1 (10 военный городок))

Аннотация:

Совершенствование системы силовой подготовки в силовых видах спорта сохраняет свою актуальность на всех этапах спортивной тренировки. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные силовой подготовке спортсменов, она требует внесения коррективов, разработки различных инновационных технологий спортивной тренировки. Повышение эффективности силовой подготовки курсантов-гиревиков посредством воспитания выносливости и развития дыхательной системы остается актуальной проблемой. Методы. Тестирование силовых показателей с использованием динамометрии кистей рук, становой силы, жима штанги лежа; математическая обработка результатов. Материалы. Представлены результаты тестирования силовых показателей курсантов-гиревиков до и после педагогического эксперимента. Отмечена положительная динамика показателей динамометрии кисти рук, становой тяги и жима штанги. Результаты. В процессе проведения педагогического тестирования определено изменение изучаемых показателей курсантов-гиревиков после педагогического эксперимента. Проведен сравнительный анализ силовых показателей. Отмечен достоверный значимый прирост динамометрии кисти рук, становой тяги и показателей жима штанги курсантов экспериментальной группы. Заключение. Таким образом, по окончании педагогического эксперимента нами были зафиксированы следующие показатели силовой подготовленности курсантов-гиревиков КГ и ЭГ: динамометрия правой руки в КГ – 38,84±0,49 кг, в ЭГ – 43,72±0,47 кг; динамометрия левой руки: в КГ – 39,96±0,75 кг, в ЭГ – 43,53±0,63кг; становая тяга в КГ – 109,87±1,01 кг, в ЭГ – 123,67±1,71 кг; жим штанги лежа в КГ – 71,82±1,04 кг, в ЭГ – 65,60±0,71 кг.

Ключевые слова:

силовыепоказатели, динамометрия, становая сила, жим штанги, курсанты-гиревики, прирост показателей.

DOI: 10.14526/01_1111_74

Скачать полный текст статьи

Методика совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров

Авторы:

Колесник И.С. , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Гатин Ф.А, (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Осипов Д.А. , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме совершенствования спортивного мастерства высококвалифицированных боксеров, изучение и обобщение передового педагогического опыта ведущих тренеров и специалистов по боксу свидетельствуют о том, что тактическая подготовка является необходимым условием реализации целей соревновательной деятельности. Однако в практике спортивной тренировки единоборцев основное внимание уделяется повышению технической подготовленности, при этом формирование навыков использования тактических приемов осуществляется попутно, по мере возникновения ситуаций. Материал. В статье предлагается перспективное направление решения данной проблемы путем разработки методики совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров. В статье представлены особенности тактики ведения ближнего боя, специфика тактических приемов в зависимости от манеры ведения боксерского поединка. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта ведущих специалистов и тренеров по боксу; наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. Авторами разработана методика совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров 16-18 лет, раскрывается сущность тактики ведения спортивного поединка; используемые средства и педагогические условия формирования навыков применения тактических приемов. Содержание методики составляют системы специальных интеллектуальных и двигательных заданий, направленных на развитие творческого мышления как базиса тактической подготовленности; логического мышления, обеспечивающего последовательность усвоения определенных моторных актов для формирования навыков ведения тактической борьбы в ходе боксерского поединка. Разработаны критерии оценки показателей тактической подготовленности. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что тактическая подготовка является важным структурным компонентом, обеспечивающим рост спортивного мастерства квалифицированных боксеров. Использование разработанной методики способствовало улучшению физической, технической и тактической подготовленности боксеров.

Ключевые слова:

бокс, спортивное мастерство, тактические приемы, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_76

Скачать полный текст статьи

Тренажерные устройства в лыжной подготовке

Авторы:

Зеленин Л.А. , (доцент, доктор педагогических наук, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), 614010, Россия, Пермский край, г. Пермь, Куйбышева, 109)

Аннотация:

Лыжероллеры являются искусственным средством, использование которого максимально приближено к скольжению на лыжах по снегу, а также одним из основных эффективных средств подготовки лыжников в бесснежный период. Лыжероллеры применяются главным образом для совершенствования техники передвижения на лыжах с одновременным повышением специальных физических качеств. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по лыжному спорту, общепедагогические методы обучения, методы обучения двигательным действиям, методы сопряженного воздействия, повторный и равномерный методы. Материалы. В работе рассматривается реализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков с помощью тренажерных устройств, которые активно стимулируют функциональную подготовку лыжников и являются одними из основных средств в тренировке распределения и перераспределения мышечных усилий, связанных с механизмами энергообеспечения мышечной деятельности и направленных на повышение общего уровня равновесия. Тренажерные устройства в тренировочном процессе лыжников обусловливают вариативность применения техники лыжных ходов, которые значительно повышают способность спортсмена к своевременному изменению амплитуды движений, темпа, ритма и толчковых двигательных действий руками, ограничивают нерациональные траектории отдельных связок движений через положения звеньев тела, зрительный, слуховой, двигательно-координационный и другие анализаторы. Результаты. Применение тренажерных устройств дает возможность целенаправленно и рационально решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом и позволяет более эффективно проводить обучение технике лыжных ходов в сопряженном формировании специфического равновесия, способности мотивировать процесс приобретения знаний; тренажерные устройства позволяют одновременно развивать физические качества и совершенствовать техническое мастерство; позволяют моделировать технико-двигательную деятельность лыжников-гонщиков для получения гарантированного результата – повышения уровня физической подготовленности, технико-двигательного мастерства, функциональных возможностей организма занимающихся и, как следствие, достижения высокого уровня спортивных результатов. Заключение. Эффективная реализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков с помощью тренажерных устройств во многом зависит от профессионализма тренера, обеспечивающего в искусственных условиях среды разностороннюю спортивную подготовку лыжников спортсменов. Тренажерные устройства стимулируют принцип универсальности, акцентированно воздействуют в педагогическом процессе на способность к равновесию с одновременным обучением технико-тактическим действиям, позволяют увеличить объем специальной подготовки, на дистанциях разной длины.

Ключевые слова:

тренажеры в лыжной подготовке, техника передвижения на лыжах, двигательная координация, устойчивость на лыжероллерах, удержание равновесия, искусственные условия, специфические качества лыжника, техника лыжных ходов.

DOI: 10.14526/01_1111_75

Скачать полный текст статьи

Формирование коммуникативных навыков в процессе спортивной подготовки боксеров

Авторы:

Колесник И.С. , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Гатин Ф. А. , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Осипов Д.А. , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Уровень развития коммуникативных умений и навыков является одним из важных компонентов спортивной подготовки боксера, от степени сформированности которых зависит стиль поведения боксера на ринге. Установление рациональных взаимоотношений спортсмена с тренерами, партнерами, соперниками влияет на повышение спортивной квалификации, формирует способность к объективной оценке собственной технико-тактической, физической, интеллектуальной подготовки. Материал. В статье предлагается перспективное направление решения данной проблемы путем разработки методики формирования коммуникативных навыков, самоанализа, способности к выстраиванию взаимоотношений в процессе спортивной подготовки. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов – практиков в спортивной подготовке боксеров; наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. В статье рассматривается значимость специально организованной деятельности, направленной на формирование коммуникативных навыков в спортивной среде. Одним из основных профессиональных качеств педагога является способность к общению, установлению рациональных взаимоотношений, располагающих к уважению, доверию, что делает данное качество одним из ведущих в системе спортивной подготовки спортсменов. Важным элементом разработанной методики является формирование навыков самоанализа, способности к выстраиванию взаимоотношений со спортсменами, с тренером, с соперниками, с окружающими людьми различного возраста. Это способствует воспитанию навыков критического отношения и оценки своих способностей к тренировочной и соревновательной деятельности, а также поиска способов устранения слабых сторон спортивной подготовки. Боксеры экспериментальной группы справились с целевыми установками тренера, успешнее выполняли алгоритмы технических приемов, их соревновательные выступления были более стабильными. Заключение. Как показали результаты педагогического эксперимента, процесс формирования коммуникативных навыков и личностных качеств не является стихийным; его результативность в решающей мере определяется целенаправленной, тщательно продуманной системой воспитательных воздействий на всем учебно-тренировочном и соревновательном пространстве. Полученные данные подтвердили необходимость формирования коммуникативных навыков, умения выстраивать взаимоотношения с членами команды, соперниками, с окружающими людьми различного возраста, при обязательном руководстве опытного тренера.

Ключевые слова:

боксеры, коммуникативные навыки, спортивное мастерство, методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_77

Скачать полный текст статьи