Методика формирования прочности и вариативности двигательных навыков у квалифицированных боксеров 15-17 лет

Авторы:

Ю.М. Александров, (Аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск)

Аннотация:

Анализ разнообразных подходов, направленных на совершенствование спортивной подготовки боксёров, свидетельствует об актуальности данной проблемы. В статье предлагается концепция повышения результативности соревновательной деятельности единоборцев путём усиления внимания к формированию прочности и вариативности двигательного действия. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Прочно сформированный двигательный навык способствует лучшей ориентировке в пространственно-временных и пространственно-силовых характеристиках используемых технических приемов; позволяет уделять больше внимания оценке поведения противника на ринге. Способность к вариативности используемых технических приемов значительно повышает способность боксера к своевременному изменению темпа и ритма двигательных действий в ходе взаимодействия с соперником; проведению результативного атакующего приема в стрессовой ситуации, на фоне утомления. Благодаря формированию прочности и вариативности двигательных навыков обеспечивается рост спортивного мастерства, уверенность в себе, улучшается психо-эмоциональное состояние. Результаты. Экспериментальные данные подтвердили эффективность предложенного направления, реализация которого обусловила увеличение показателей тренированности, обеспечивающее значительно большее количество точных, прицельных ударных действий, финтов, защитных приёмов, повышение физической подготовленности, а также других показателей, характеризующих рост спортивного мастерства единоборцев. Методика формирования прочности и вариативности двигательных навыков детерминирует повышение значимости словесных методов обучения и тренировки, использование которых в рациональном сочетании с наглядными и практическими, стимулирует мыслительную и двигательную активность спортсменов. Заключение. В данной статье рассматриваются новые подходы к методике формирования двигательного навыка, использование которых способствует возникновению нового импульса к поиску ориентированных методов и методических приемов спортивной подготовки квалифицированных боксеров.

Ключевые слова:

бокс, юноши 15-17лет, спортивная подготовка, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/00_1111_01

Скачать полный текст статьи

Значимость факторов, влияющих на эффективность обучения и выполнения технических приемов хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе

Авторы:

И.Р. Газимов, (Аспирант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Набережные Челны)

Аннотация:

Стремительный рост уровня спортивного мастерства в детско-юношеском хоккее заставляет всех тренеров детальнее изучать процесс подготовки юных хоккеистов на всех этапах подготовки и изыскивать возможности его дальнейшего совершенствования. Значимость видов подготовок на различных этапах подготовки юных хоккеистов постепенно меняется, что обусловлено возрастом занимающихся, их мастерством, направленностью и условиями учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельностью. В исследованиях по технической подготовке хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе выделены лишь аспекты ее содержания, но не определены факторы, влияющие на эффективность обучения техническим приемам и их выполнение, не определена их значимость. Поэтому целью нашего исследования была определена значимость факторов, влияющих на эффективность обучения и выполнения технических приемов хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе. Материал. В статье обобщены результаты анкетирования тренерского состава регионов России, принимающих участие в Первенстве России по хоккею с шайбой. Представлены результаты заключений тренеров различных регионов России о факторах, влияющих на эффективность обучения техническим приемам хоккеистов и их выполнение на спортивно-оздоровительном этапе. Методы. Анализ научной литературы, анкетирование спортсменов и тренеров, методы математической статистики. Результат. По результатам анкетирования спортсменов и тренеров 4 регионов России выявлены ведущие факторы, влияющие на эффективность обучения техническим приемам и их выполнение в подготовке хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе: «Обучаемость (тренируемость)», «Талант (одаренность, задатки)», «Мышление ребенка»; приведены данные об эффективности подготовки хоккеистов по уровням мастерства. Заключение. Проведенное исследование, ориентируясь на ведущие факторы, влияющие на эффективность обучения техническим приемам и их выполнение в подготовке хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе, дает возможность эффективно построить учебно-тренировочный процесс.

Ключевые слова:

анкетирование тренеров, спортивно-оздоровительный этап,техническая подготовка, юные хоккеисты

DOI: 10.14526/00_1111_02

Скачать полный текст статьи

Исследования составляющих здорового образа жизни студентов

Авторы:

Ю.А.Корепанова, (доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь)

В.Д.Паначев, (доктор социологических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь)

Аннотация:

В современном обществе здоровье рассматривается как социальное свойство личности, качественный и количественный уровень которого обеспечивает человеку конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональный рост. В настоящее время существуют многочисленные определения и ракурсы рассмотрения феномена здоровья и культуры здоровья. С этим связана сложность разработки программ по формированию культуры здоровья у населения, и в частности у студентов. Выделяют, например, некоторые наиболее известные подходы к пониманию сущности здоровья: медицинский, гигиенический, психологический, религиозный, биолого-информационный. В зависимости от этих подходов оздоровительная деятельность также понимается по-разному. Анализ научной литературы обнаружил следующее: для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т.е. инструментально. Представляется, соответственно, что физическое и психическое здоровье современного студента важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в вузе. Данные исследований студентов показывают, что состояние здоровья респондентов находится на низком уровне. Материал. Проведен анализ составляющих здорового образа жизни. В ходе исследований изучался вопрос об уровне знаний о здоровом образе жизни. Опрошены 1686 студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета, а также их преподаватели. Методы: анализ и обобщение научной литературы, мониторинг, интервьюирование, анкетирование. Результат. Главным итогом коллективного мониторинга составляющих здорового образа жизни являются: отказ от вредных привычек, регулярные занятия физической культурой и спортом, активность в студенческих мероприятиях, регулярное здоровое питание и двигательная активность, оптимизм и чувство юмора. Заключение. В целом наши исследования показали, что здоровьеформирующие компетенции у студентов университета еще недостаточно развиты, а это является показателем недостаточной оздоровительной и спортивно-массовой работы. Следовательно, необходимо активное вовлечение студенческой молодежи в физическую культуру и спорт, что в олимпийский год особенно актуально для оздоровления нации.

Ключевые слова:

здоровье, здоровьеформирующие компетенции, компоненты ЗОЖ.

DOI: 10.14526/00_1111_04

Скачать полный текст статьи

Особенности физического развития сельских школьников в современных условиях

Авторы:

Е.А.Калюжный, (кандидат биологических наук, доцент, Арзамасский филиал ННГУ им.Н.И.Лобачевского, г. Арзамас)

Ю.Г.Кузмичев, (доктор медицинских наук, профессор, Нижегородская медицинская академия, кафедра детских болезней, г. Нижний Новгород)

В.Н.Крылов, (доктор биологических наук, профессор, Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгород)

С.В.Михайлова, (преподаватель кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности, Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского, г. Арзамас)

Аннотация:

Проблема ухудшения здоровья и физического развития детей и подростков, ставшая в последние годы как никогда актуальной, нашла свое отражение в ФЗ 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в РФ». Согласно 41 ст., охрана здоровья школьников включает в себя прохождение обучающимися в соответствии с законодательством РФ периодических медицинских осмотров и диспансеризации с целью своевременного выявления отклонений в состоянии здоровья. Актуальность проведения исследований физического развития отражена в Постановлении Правительства РФ 916 от 29.12.2001 г. «О проведении мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». Издание нормативов физического развития для сельских школьников Нижегородской области, разработанных на основе корреляционно-регрессионного анализа, было осуществлено по результатам массовых обследований детей и подростков в 1967/68 гг. Единичные публикации о морфофункциональном развитии сельских школьников и недостаточные данные о комплексном их обследовании, отсутствие региональных нормативов физического развития школьников сельской местности послужили основанием для проведения настоящего исследования. Материал. Изучение особенностей физического развития сельских школьников Нижегородской области в современных условиях Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, сравнительный анализ. Результат. Установлены существенные количественные и качественные изменения морфофункциональных показателей сельских школьников, произошедшие за последние 65 лет на региональном уровне. В результате сравнительно анализа выявлено, что современные школьники, проживающие в сельской местности, сохранили специфические особенности морфофункционального статуса, отличные от контингента городских детей и подростков, что определило необходимость разработки нормативов физического развития для учащихся сельских школ. Заключение. Регулярные массовые исследования морфофункционального развития детей и подростков, проводимые на региональном и федеральном уровнях, дают возможность выявлять общие тенденции ростовых процессов, сформировавшиеся в условиях конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания. Периодические обследования являются необходимым условием получения достоверных данных о состоянии морфофункционального статуса подрастающего поколения и разработки новых стандартов физического развития.

Ключевые слова:


DOI: 10.14526/00_1111_03

Скачать полный текст статьи

Педагогические условия реализации профессиональной подготовки к получению физкультурного образования учащихся с отклонениями в состоянии здоровья

Авторы:

Л.Ю. Коткова , (кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Набережные Челны)

Л.Ш. Шаймарданова , (старший преподаватель, Елабужский институт (филиал) Казанского Федерального Университета, г. Елабуга)

Аннотация:

Статья посвящена изучению основ построения и педагогических условий реализации профильной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности в области физической культуры. Ведущей задачей современной школы является подготовка учащихся к выполнению различного рода социальных ролей, адаптация их к жизни в обществе и с обществом. В рамках учебно-образовательного процесса она осуществляется в форме профильного обучения – системе специализированной подготовки, направленной на формирование у учащихся профессионально-ориентированных знаний, подготовки к будущему профессиональному самоопределению. В структуре специального (коррекционного) образования практически отсутствует и до конца не разработана система профильной подготовки учащихся к получению физкультурного образования. На наш взгляд, необходимо повысить интерес у учащихся к специальностям в области физической культуры и спорта как ведущей деятельности по активизации их жизнедеятельности, формированию основ здорового образа жизни, дальнейшей социализации и адаптации в обществе. Данное обстоятельство актуализирует проводимое исследование. Материал. Раскрываются базовые положения (принципы), отражающие общие требования к построению и организации профессионально ориентированной работы со школьниками с ограниченными возможностями здоровья, дается обоснование условий эффективной организации профильной подготовки к получению физкультурного образования. Методы. В рамках исследования были использованы методы анализа научно-методической литературы по проблеме исследования. Результат. В ходе проведенного исследования были определены группы основополагающих принципов реализации профильной подготовки учащихся с отклонениями в состоянии здоровья к профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры и теоретически обоснованы педагогические условия осуществления профильной подготовки учащихся с отклонениями в состоянии здоровья к получению физкультурного образования. Заключение. Процесс организации профильной подготовки школьников с отклонениями в состоянии здоровья к получению физкультурного образования необходимо строить с учетом общеметодических, специально-методических и социально-гуманистических принципов обучения, обеспечивая условия реализации интересов всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова:


DOI: 10.14526/00_1111_05

Скачать полный текст статьи