Теоретические и практические аспекты индивидуализации воздушно-десантной подготовки курсантов инженерного профиля

Авторы:

Кузнецова Зинаида Михайловна , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Рябчук Андрей Владимирович , (кандидат биологических наук, доцент, полковник запаса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, дом 6, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.)

Лабещенков Олег Викторович , (старший преподаватель, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»)

Аннотация:

Одной из наиболее важных составляющих физической подготовки курсантов является индивидуализация физических нагрузок различной направленности. Успешная реализация профессиональных задач военнослужащих осуществляется при условии выполнения эффективной физической, психологической и умственной нагрузки. Воздушно-десантная подготовка включает в себя выполнение в полном обмундировании прыжков с парашютом и решение поставленных задач не только на поле боя,но и в тылу противника, не обнаруживая себя и своих товарищей. В этой связи процесс индивидуализации процесса адаптации к физическим и психологическим нагрузкам необходимо рассматривать как условие выживания в определенных, иногда неблагоприятных или даже экстремальных условиях. Материалы. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения индивидуального подхода в процессе военно-воздушной подготовки курсантов. Методы исследования: анализ специальной литературы, анкетный опрос респондентов, методика экспресс-диагностики“D&K”, педагогическое наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Рассмотрена подготовка курсантов как процесс влияния на совершенствование внутренних и внешних механизмов функционирования систем организма и адаптации организма к сложным изменяющимся условиям жизни в условиях индивидуального приспособления человека. Смоделирована деятельность военных инженеров и выявлены экспертные показатели, такие как показатель успешности военнослужащего, морально-политический уровень, социометрический индекс, мотивация к деятельности, виды подготовки. энергетика, соматика, психофизиология, воля, эмоциональная устойчивость, мобилизация способностей, физиологических резервов. Представлена и обоснована необходимость создания индивидуальной накопительной функциональной модели курсантов инженерного профиля с учетом показателей“D&K”. Заключение. Выявлены факторы, которые необходимо учитывать при индивидуализации подготовки: мониторинг функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов;учет индивидуальных типологических свойств личности; учет типа телосложения; учет антропометрических и физиометрических покзателей; текущий и оперативный контроль подготовленности для коррекции средств и методов индивидуального воздействия на организм; устойчивость к экстремальным условиях среды.

Ключевые слова:

курсанты, модель, военно-десантная подготовка, “D&K”, функциональные показатели.

DOI: 10.14526/02_2018_326

Скачать полный текст статьи