Факторы, влияющие на результативность бега на 400м квалифицированных спортсменок 17-20 лет

Авторы:

Е.А. Анисимова , (кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

А.Н. Катенков , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Л.Д. Назаренко , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Бег на 400м является одним из наиболее сложных по технике, так как данная дистанция является пограничной между короткими (100 и 200 м) и средней (800м) дистанциями и для сохранения высокой скорости бега требуется скоростная выносливость. Особенностью данной дистанции является ее сравнительная непродолжительность при высоких требованиях к сохранению скоростного режима нервно-мышечной деятельности, что не обеспечивает согласованности в деятельности двигательных и вегетативных функций и связано со сложными механизмами работы центральной нервной системы. Материал. Изучение различных подходов к совершенствованию техники бега на 400 м, представленных в специальной литературе, а также их анализ, позволивший сосредоточить внимание на ведущих структурных компонентах техники бега на данную дистанцию. Методы: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, киносъемка, статистическая обработка данных. Результаты. Совершенствование индивидуальной технической подготовки бегуний возможно при выявлении факторов, определяющих проявление их скоростных качеств, знание которых позволило разработать методику технической подготовки квалифицированных бегуний 17-20 лет в беге на 400 м. В методике нашли свое отражение различные подходы к организации тренировочного процесса; ведущие факторы, влияющие на быстроту движений, реализация которых позволила осуществить выбор эффективных средств специальной беговой подготовки, направленных на развитие скоростно-силовых качеств; повышение быстроты двигательных действий, усвоения навыков управления двигательной деятельностью во время преодоления соревновательной дистанции, а также формирование индивидуального рационального ритма беговых шагов. Заключение. Экспериментальная проверка разработанной методики показала ее эффективность, так как способствовала повышению результативности соревновательной деятельности. При разработке методики совершенствования индивидуальной техники бега квалифицированных спортсменок учитывалась необходимость их разностороннего развития, так как специфика дистанции бега на 400 м требует проявления не только высокого уровня двигательно-координационных качеств, но также морально-волевых усилий, что свидетельствует о необходимости постановки специальных задач, направленных на систематическую работу по развитию и совершенствованию данных качеств с учетом специфики их проявления в беге на 400 м.

Ключевые слова:

бег на 400 м, спортивная подготовка, факторы, педагогический эксперимент, методика.

DOI: 10.14526/03_2017_231

Скачать полный текст статьи