Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий
Авторы:
А.Б. Тинюков , (старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)
С.Н. Ключникова , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)
Л.А. Кочурова , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)
Аннотация:
Совершенствование техники действий волейболистов характеризуется постоянным поиском реализации индивидуальных особенностей выполнения ведущих приемов с использованием подходов, обеспечивающих формирование новых форм движений на основе ранее усвоенных. Длительность и сложность спортивной подготовки волейболистов обусловлена многими факторами и, в первую очередь, необходимостью развития двигательно-координационных качеств, оптимальные показатели которых обеспечивают успешность усвоения ведущих технико-технических приемов. Материалы. В игровом взаимодействии лидирующие позиции занимают волейболисты с более высоким уровнем развития скоростно-силовых и координационных качеств при реагировании на действия соперника, что связано с проявлением экстраполяции, способности нервной системы на основе имеющегося двигательного опыта адекватно решать вновь возникающие моторные задачи. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Результаты. Разработана методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболистов на основе экстраполяции двигательных действий. С ростом спортивного мастерства возрастает роль более сложных способов игрового взаимодействия игроков разных команд. Рассматриваются факторы и условия, обеспечивающие ориентировку в пространственно-временных параметрах игры: четкое осознание двигательной задачи, согласованность деятельности двигательных и вегетативных функций; установление рационального, индивидуального ритма; положительный психоэмоциональный фон спортсменов. Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболистов включает в свое содержание комплекс специальных упражнений; приемы педагогического контроля динамики показателей пространственно-временной ориентировки в структуре игровой деятельности, а также систему педагогических воздействий, стимулирующих усвоение навыков пространственно-временной ориентировки. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной методики формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий, что позволило существенно улучшить показатели общефизической и специальной подготовленности занимающихся. Поиск новых путей совершенствования системы спортивной подготовки на основе более глубокого изучения кинезиологического потенциала спортсмена дает тренеру возможность использовать различные подходы к построению тренировочных занятий.
Ключевые слова:
волейбол, экстраполяция, методика, педагогический эксперимент.
DOI: 10.14526/03_2017_239