Результаты автоэксперимента по использованию комплексного метода построения тренировочного процесса в подготовке спортсменки к чемпионату России по плаванию среди ветерановЦель образования: контекст дополнительности

Авторы:

О.М. Железнякова , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Анализ содержание целей образования показал их неоднозначность, размытость и жесткую ориентацию на сию минутную потребность, что влечет за собой смену всей образовательной системы. В поскольку общественное развитие происходит стремительно образовательная система, являясь достаточно консервативной, не успевает за этими процессами, её последнее время постоянно «лихорадит», в связи с чем качество его падает. Чтобы преодолеть данные проблемы и система образования приобрела устойчивое динамическое развитие,необходимо прежде всего осмыслить главный ее компонент – цель! Материалы Решение данной проблемы лежит на путях инновационных процессов, одним из которых является теория феномена дополнительности. Основой данной теории является принцип дополнительности и сенергетическая парадигма, в рамках которой данный принцип приобретает тринитарный характер. Сущность феномена дополнительности выступает полнота и целостность всего сущного в различных методологических рамках (линейной, не линейной и постнелинейной методологик). Выделены типы дополнительности (линейные, не линейные, постнелинейные).Линейные типы: суммативная дополнительность, комплементарная дополнительность и интегративная дополнительность. Не линейные (переходные):противоположные и гегелевские. Постнелинейгые типы: системно-целостные (тринитарные). На основе данных материалов осуществлено теоретико-методологическое исследование содержания целей образования. Методы исследования: ретроспективный анализ, обобщение, контент-анализ, сравнение, перенос, классификация, трансформация общенаучного и научно-педагогического знания. Результаты: Выявлены три типа целей содержания образования. Линейные типы к которым относятся: единство хозяйских качеств как наследника; единство «социальных» функций; единство порядочности трудолюбия, открытости, патриотизма; единство борцовских качеств за справедливость и равенство; единство физического, умственного, трудового, нравственного, эстетического, идейно-политического, экономического, экологического. Нелинейные типы, к которым относятся: единство телесного (физического) и духовного; единство умственного и трудового; единство трудовых и социальных обязанностей; единство таких противоположных качеств личности как смелость – осторожность, принципиальность-терпимость, открытость–сдержанность,концентрация–расслабление и т.д.. Постнелинейные (тринитарные) типы: единство генеральной–специальной и конкретной целей; единство идейно-политического, трудового, нравственного; единство психофизического, биоэнергетического, нравственного; единство развивающей, дидактической и воспитательной целей образования.

Ключевые слова:

линейная методология, не линейная методология, постнелинейная методология феномен дополнительности, синергетика, типы дополнительности, гармоническая личность.

DOI: 10.14526/03_2017_247

Скачать полный текст статьи