Основы тринитарной дидактики

Автор:

О.М. Железнякова , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Н.В. Буздалова , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

На рубеже веков большинством исследователей в области педагогики традиционная дидактика рассматривается как нечто отжившее, не отвечающее современным вызовам. На ее место пришла неклассическая дидактика в форме личностно ориентированного обучения, эффективность которой пока не столь очевидна, как заявлялось её сторонниками. Понимание того, что любая крайность является результатом ограниченности необходимо начать поиск ухода от таких крайностей. Необходима новая дидактика, которая будет содержать все положительное, наработанное ранее и органично впишется в новые достижения и современные реалии. Материалы. Нам представляется, что решение этого вопроса лежит на путях осмысления тринитарности как новой методологической основы дидактики. Обращение к тринитарности стало возможным при возникновении новой науки – синергетики, в рамках которой принцип дополнительности получил иное звучание. Суть данного принципа сводится к тому, что все надо рассматривать с позиции целостности, которая достигается единством двух противоположностей при помощи дополнительного третьего (тринитарный подход). Отбор компонентов триады осуществляется на основе строго определенных критериев. Методы исследования: анализ, обобщение, контент-анализ, сравнение, перенос, классификация, трансформация научно-педагогического и частно-дидактического знания. Результаты: Основные категории образовательного процесса, такие как системы целей, принципов, содержания, методов и форм, рассматриваются с позиции тринитарности. На уровне принципов-подходов системная дополнительность выражается в единстве: интеграции – дифференциации – кооперации; фундаментального – сегментарного – локального; гносеологического – аксиологического – онтологического; объективного – субъективного – деятельностного. На уровне принципов-требований: природосообразности – культуросообразности – контекстности; доступности – трудности – технологичности; активности – реактивности – пассивности; теории – практики – связи с жизнью; прочности – оперативности – результативности; индивидуализации – дифференциации – коллективизации и др. На уровне целей это единство образовательного – воспитательного – развивающего; личностного – общественного – корпоративного; интеллектуального – духовного – физического. На уровне содержания: единство гуманитарного – естественнонаучного – художественно-эстетического; экологического – экономического – кибернетического и т.д. На уровне методов: единство теоретико-продуктивных – теоретико-репродуктивных – вариативно-конструктивных; единство методов формирования сознания – организации деятельности – стимулирования. На уровне форм это формы организации обучения: занятие (в школе – урок) и его типы, экскурсия, семинар, нетрадиционные занятия (урок-КВН, соревнование, смотр знаний, вопросов и ответов и т.д.), а также другие формы; формы взаимодействия субъектов процесса обучения: индивидуальная, групповая, парная, единство которых при определенных условиях может трактоваться как коллективная форма (КСО), а может и не быть ею (традиционное обучение); формы организации познавательной деятельности учащихся: несамостоятельная познавательная деятельность (НсПД), самостоятельная познавательная деятельность (СПД), индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность (ИсПД).

Ключевые слова:

классическая дидактика, неклассическая дидактика, постнеклассическая дидактика, тринитарный подход, принципы, цели, содержание, методы, формы.

DOI: 10.14526/03_2017_253

Скачать полный текст статьи