Психолого-педагогические основы гендерного воспитания

Авторы:

Л.Д. Назаренко , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Е.Е. Панова , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

О.Н. Валкина , (кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Проблема гендерного воспитания является глубоко нравственной и актуальной. Тем не менее до настоящего времени отсутствует единая программа духовно-нравственного воспитания, включающая реализацию задач половой социализации, полового просвещения. Одной из причин снижения нравственности в современном обществе является недопонимание необходимости целенаправленного гендерного воспитания подрастающих поколений, отсутствие государственной системы образования, обеспечивающей разностороннее развитие детей и подростков. Большинство детей и подростков, учащаяся молодежь не умеют выстраивать гармоничные взаимоотношения с противоположным полом на основе этических норм и правил поведения, что наносит значительный вред их психическому и физическому здоровью. Трудность проблемы гендерного воспитания детерминирована воздействием улицы, сверстников, интернета, телевидения, кино и др. Родители, в своем большинстве не готовы к решению задач гендерного воспитания детей и подростков. Материал. Теоретическое обоснование значимости целенаправленного гендерного воспитания для гармоничного, духовно-нравственного развития личности. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов по гендерному воспитанию, педагогический эксперимент, беседы, опрос, тестирование, экспертная оценка, статистическая обработка данных. Результаты. Теоретически обоснована значимость полового воспитания для формирования гармоничных взаимоотношений с людьми разного пола; показана роль нравственности как базиса для гендерного воспитания; раскрыто его содержание; задачи. Приведены данные, свидетельствующие о причинах снижения нравственности, появлении в обществе таких безнравственных проявлений взаимоотношений полов, как гомосексуализм и др. Авторы считают целесообразным осуществление полового воспитания детей пяти-семи лет, когда они впервые начинают осознавать свою половую принадлежность к женскому или мужскому полу. Заключение. Выявлены основные компоненты культуры нравственных взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин; разработана методика гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, эффективность, которой проверена в процессе проведения педагогического эксперимента.

Ключевые слова:

гендерное воспитание,нравственность, методика, культура взаимоотношений, критерии оценки, условия и факторы.

DOI: 10.14526/03_2017_255

Скачать полный текст статьи