Основные направления повышения экологического образования студентов педагогического вуза

Авторы:

Н.А. Юганова , (кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Д.А. Коршунов , (кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

М.А. Иконникова , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700)

Аннотация:

Несмотря на многочисленные публикации о продолжающемся мировом экологическом кризисе в настоящее время в России не предпринимаются эффективные действия для решения этой сложной проблемы. Большинство специалистов по философии, экологии, педагогике, психологии, социологии видят решение данной задачи в принципиальном изменении содержания экологического образования, которое в большинстве вузов проводится формально. Материал. Совершенствование экологического образования будущих педагогов возможно по нескольким направлениям: 1) использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих тесное взаимодействие студентов с окружающей природой; одной из таких форм являются эколого-спортивные летние лагеря, где студенты участвуют в походах, сплавах с целью изучения состояния среды обитания, мониторинга параметров природы; 2) выполнение заданий по научно-исследовательской работе; 3) включение в содержание изучаемых дисциплин, предусмотренных учебным планом, актуальных вопросов по экологии; 4) практическое участие студентов педагогических вузов в общественной экологической деятельности. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, дискуссии, ролевые игры, экскурсии, обобщение передового педагогического опыта специалистов в сфере практической природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Важным направлением повышения эффективности экологического образования студентов педагогического вуза является обеспечение единства экологического образования и экологического воспитания, практическое участие студентов педагогических вузов в общественной экологической деятельности; знание форм и видов общественного экологического движения в России и за рубежом, их задачи, содержание деятельности; критерии оценки эффективности. В ходе педагогического эксперимента выявлен уровень понимания терминов и понятий: экологического представления, экологического убеждения, экологического поведения; экологического образа жизни; готовности к их усвоению и организации своей жизни в соответствии со степенью сформированности экологического мышления и экологической культуры. Разработанные критерии оценки уровня понимания содержания терминов и понятий позволили осознать их значимость для повышения эколого-педагогической профессиональной подготовленности будущих педагогов. Заключение. Разработанная методика показала свою эффективность в ходе педагогического эксперимента; она расширяет познавательную сферу будущего учителя, позволяет лучше понять положение о единстве и взаимодействии человека со средой обитания, личной ответственности за ее состояние.

Ключевые слова:

экологическое образование, студенты, экологические термины, понятия; методика, педагогический эксперимент.

DOI: 10/14526/04_2017_271

Скачать полный текст статьи