Формирование навыков практической экологической деятельности как ведущий фактор приобщения к экологическому образу жизни

Авторы:

Астраханцева И.В. , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Назаренко А.В., (доцент, кандидат биологических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Дальнейшее развитие страны возможно при условии принципиального изменения отношения к природе, понимания полной зависимости человека от окружающей среды. Без активной жизненной позиции каждого члена общества невозможно преодолеть масштабный экологический кризис и устранить его негативные последствия. Понимание необходимости всеобщего непрерывного экологического образования приходит все большему количеству ученых, специалистов, философов, педагогов и экологов. В целях экологизации научных и учебных дисциплин многие учебные предметы включают в свое содержание специальные разделы по экологии, что призвано формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание; способствовать повышению экологической культуры. Модернизация государственной системы образования обусловила повышение роли и значимости формирования системы специальных знаний по экологии. Материалы. В статье рассматривается необходимость приобщения к экологическому образу жизни подрастающих поколений путем организации практической экологической деятельности, начиная с дошкольного возраста. теоретическое обоснование необходимости выявления факторов, обусловливающих потребность в экологическом образе жизни. Многие специалисты считают, что экологическое образование и воспитание должно начинаться в семье, однако, родители не подготовлены к данному виду деятельности. Автор видит решение данной проблемы в консультативной помощи родителям во время их практической экологической деятельности совместно с детьми, начиная с благоустройства территории детского сада. В общеобразовательной школе постепенно возрастает самостоятельная роль учащихся в практической экологической деятельности. Такой подход способствует формированию природоохранного отношения к среде обитания, приобщению к экологическому образу жизни. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов-практиков в сфере природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Определена методологическая основа экологического образования,содержание которого обусловлено характером отношений людей с окружающей средой. Целенаправленное формирование навыков практической экологической деятельности у студентов педагогических вузов может осуществляться только в процессе непрерывного экологического образования, охватывающего все его звенья от семейного до послевузовского в течение индивидуальной жизни. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность предложенной авторами методики формирования навыков практической экологической деятельности у студентов педагогических вузов. Заключение. Организация практической экологической деятельности является перспективным подходом к решению сложной проблемы смены потребительского отношения к среде обитания на природоохранное; требует тесного взаимодействия семьи и школы во всех звеньях системы образования.

Ключевые слова:

экология, природоохранная деятельность, методика, критерии оценки, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_87

Скачать полный текст статьи