Принципы организации экологического самовоспитания

Авторы:

Колесник А.И. , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Назаренко А.В. , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Начиная с середины XX века до настоящего времени в окружающей природе произошли глубокие изменения, свидетельствующие о том, что локальные экологические кризисы сменились глобальным, общемировым. Это поставило человечество на грань выживания, заставило задуматься о новой парадигме взаимоотношений и взаимодействий с природой. Ведущие ученые в сфере экологии, передовые общественные деятели пытаются привлечь внимание государственных властных структур к данной проблеме. Однако, как показала действительность, для осознания истинного катастрофического положения необходим соответствующий уровень экологического сознания, экологического мышления и экологического воспитания. Целью экологического воспитания является формирование потребности в экологическом самовоспитании, обеспечивающем высокий уровень личной ответственности за состояние окружающей среды. Материалы. В данной статье рассматриваются принципы экологического самовоспитания, знание которых расширяет и углубляет представление о сущности экологического самовоспитания, его значимости для профессиональной подготовки высококвалифицированных, компетентных специалистов по экологии, готовых к активной и эффективной практической экологической деятельности. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, математическая обработка результатов исследования. Результаты. Экологическое образование в вузах ориентировано, главным образом, на формирование системы экологических знаний. При этом недооценивается значимость экологического воспитания как неотъемлемой части экологического образования и его логического продолжения: экологического самовоспитания, без чего невозможно преодолеть стереотип потребительского отношения общества к природе. Результаты педагогического эксперимента показали, что без высокого уровня экологического воспитания – важной составляющей экологического образования, невозможно сформировать потребность в экологическом самовоспитании – ведущем условии достижения требуемой компетентности в сфере экологии будущих педагогов.Выявлены ведущие принципы экологического самовоспитания, обеспечивающие повышение уровня экологического сознания, экологического мышления, экологической культуры.Знание принципов экологического самовоспитания способствует лучшему пониманию сущности данного процесса; глубокому осознанию его значимости в общей системе экологического образования и воспитания. Заключение. Формирование экологического самовоспитания необходимо считать как глубокое усвоение закономерностей и принципов развития природы; характера влияния людей на среду обитания и природы на общество. Принципы экологического самовоспитания обеспечивают логику процесса самосовершенствования в сфере экологии, способствуют установлению взаимосвязей между компонентами и элементами сложной системы экологического образования.

Ключевые слова:

профессионально-педагогическая компетентность, природопользование, экологическое самовоспитание, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_90

Скачать полный текст статьи