Условия эффективности экологического самовоспитания

Авторы:

А.И. Колесник , (аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Продолжающаяся деградация природы, неспособность человеческого сообщества остановить процесс ухудшения условий жизнедеятельности людей обусловливают необходимость переосмысления значимости первоочередных задач по улучшению качества жизни населения страны. Специалисты по экологии, ученые других отраслей знаний, передовые общественные деятели давно осознали степень угрозы экологической катастрофы. Однако сложившаяся система хозяйствования не может быть модернизирована за сравнительно короткий период времени, что представляет собой значительную сложность, связанную с масштабными финансовыми затратами. Не менее сложной проблемой является переориентировка сознания людей, направленного на потребительское отношение к природе. Психологический настрой населения страны на гармонизацию с природой связаны с целенаправленной деятельностью по формированию экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры. Материалы. В статье рассматриваются вопросы необходимости формирования экологического самовоспитания как главного показателя его эффективности, базисом которого выступает определенный уровень сформированности экологической культуры. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных. Результаты. Автором выявлены педагогические условия повышения эффективности экологического самовоспитания, реализация которых позволит решить задачу преобразования потребительского отношения к природе к гармоничному взаимодействию со средой обитания. Результаты педагогического эксперимента показали, что учет данных условий придает качественно новый импульс содержанию учебного процесса по экологии студентов педагогического вуза, приобретению опыта практической экологической деятельности, степени сформированности экологического самовоспитания. Заключение. Построение учебного процесса, ориентированного на усвоение ценностей природы, норм и правил природосообразного поведения, формирование личной ответственности каждого субъекта за состояние окружающей природы способствует осознанию будущими специалистами роли и значимости природы для сохранения современной цивилизации. В ходе педагогического эксперимента была выявлена перспективность данного направления в совершенствовании учебного процесса по экологии в педагогическом вузе.

Ключевые слова:

экологическое самовоспитание, природопользование, педагогические условия, методика, критерии оценки, педагогический эксперимент.

DOI: 10.14526/01_1111_112

Скачать полный текст статьи