Применение здоровьесберегающих технологий как условие формирования физического компонента школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста

Авторы:

М.Ю. Стожарова , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4)

Аннотация:

Актуальность исследования связана с необходимостью пересмотра содержания образовательного процесса дошкольной системы и поиска путей совершенствования здоровьесберегающих технологий, что обусловлено ухудшением состояния здоровья дошкольников и отсутствием единой научно обоснованной парадигмы, рассматривающей здоровьесберегающие и образовательные задачи в едином педагогическом пространстве.Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; мониторинг состояния физического и психологического здоровья современных дошкольников; наблюдение, консультирование педагогов и родителей, статистическая обработка и теоретический анализ полученных результатов.Материалы. В старшем дошкольном возрасте чрезвычайно важной является проблема сформированности школьной зрелости дошкольников. Данная проблема распадается на два основных компонента: физическая готовность к школе и психолого-педагогическая готовность. Физическая готовность, в свою очередь, включает состояние здоровья детей старшего дошкольного возраста на момент поступления в школу. Важнейшей составляющей культуры здоровья являются систематические занятия физической культурой и спортом. Они рассматриваются современной педагогической и психологической наукой как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека.Результаты. В данной статье предлагается методика формирования физического компонента школьной зрелости дошкольников, включающая комплексное воздействие на физическое и психологическое здоровье детей.Заключение. Обобщение материалов нашего исследования дало возможность сделать следующие выводы: - проблема формирования школьной зрелости дошкольников в учебно-воспитательном процессе относится к числу важных психолого-педагогических проблем; - эффективность формирования школьной зрелости (в частности физического компонента) возможна в условиях специально организованной здоровьесберегающей среды; - активное использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ помогает сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста, а также служит базой для формирования физической готовности детей к школьному обучению.

Ключевые слова:

готовность детей к школе, физическое здоровье, психологическое здоровье.

DOI: 10.14526/01_1111_114

Скачать полный текст статьи