Уровень физической нагрузки на занятиях по военно-прикладной физической подготовке курсантов военных вузов

Автор:

А.И. Жужгов , (преподаватель, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова)

Аннотация:

Проблема организации и планирования физических нагрузок как в спортивной тренировке, так и в профессионально-прикладной физической культуре различных профессий занимает одно из центральных мест, так как именно нагрузки связывают в единое целое средства и методы физического воспитания с теми реакциями организма, которые они вызывают у занимающихся. Материал.Изучены академические занятия физической культурой курсантов военно-инженерных специальностей, соответствующие основным разделам содержания учебной программы. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, физиологическое тестирование, методы математической статистики. Результаты.При выполнении легкоатлетических упражнений суммарная величина физической нагрузки за 65 минут академического времени зависит от направленности учебного занятия, независимо от уровня физической подготовленности курсантов. Наибольшие величины зарегистрированных основных показателей свойственны занятиям, направленным на развитие физических качеств (в данном случае – скоростно-силовых). Несколько меньшие величины свойственны занятиям комплексной направленности, где в рамках одного занятия решаются задачи обучения и совершенствования физических качеств (в данном случае – специальной выносливости). Минимальная физическая нагрузка, по показателям привнесенной функциональной нагрузки (ФН-УЗ), приходится на занятия легкой атлетикой, которые акцентированы на обучение и совершенствование техники двигательных действий (в данном случае – техники низкого старта и стартового разгона). Однако одно и то же содержание учебного материала, его объем и интенсивность освоения (суммарная величина нагрузки) в зависимости от физической подготовленности курсантов воздействует по-разному. Заключение. Учебные занятия, на которых изучается раздел учебной программы по легкой атлетике «Бег на короткие дистанции», имеют меньшую нагрузку, чем занятия, направленные на развитие общей и скоростной выносливости. Это подтверждается и зафиксированными усредненными величинами максимальной и средней ЧСС во время учебных занятий, а также длительности нагрузок по зонам интенсивности.

Ключевые слова:

физическая нагрузка, направленность занятий, зоны интенсивности нагрузок, уровень физической подготовленности.

DOI:

Скачать полный текст статьи