Формирование культуры здоровья средствами ГТО

Авторы:

Л.Д. Назаренко , (доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск)

Аннотация:

Высоко динамичная политическая и экономическая ситуация в мире, всеобщий экологический кризис и ряд других внешних и внутренних факторов негативно влияют на психическое и физическое состояние людей, обусловливают снижение показателей здоровья. Основными причинами возникновения различных заболеваний являются: дефицит двигательной активности, некачественное питание, неправильный образ жизни, несформированность навыков управления психо-эмоциональным состоянием и др., устранение которых связано с формированием культуры здоровья. Данное понятие требует не только точной формулировки, раскрытия его сущности и значимости для каждого индивида, заинтересованного в длительном поддержании оптимальных показателей здоровья, но и конкретного содержания. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, разработка критериев оценки, математическая обработка данных. Материалы. В настоящей статье предлагается определение понятия «культура здоровья», рассматриваются его основные структурные компоненты; средства формирования, последовательность использования базовых физических упражнений. Автором разработана методика формирования культуры здоровья, приводится основное содержание тренировочных занятий; показана взаимосвязь культуры здоровья с возрождающимся комплексом ГТО – программной и нормативной основjq государственной системы физического воспитания. Результаты. В статье дается обоснование необходимости формирования культуры здоровья как одной из основных задач комплекса ГТО. В процессе воспитания культуры здоровья важно вовлечь занимающихся в обсуждение вопросов, составляющих систему базовых теоретических знаний, способствующих формированию потребности в систематическом выполнении разнообразных физических упражнений, обеспечивающих требуемый объем двигательной активности как один из основополагающих факторов поддержания высоких показателей здоровья; развития и совершенствования морально-волевых и нравственных качеств. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной автором методики формирования культуры. Студенты экспериментальной группы значительно лучше усвоили данное понятие, его сущность, значимость для сохранения высоких показателей духовно-нравственного развития и физического состояния; показатели их двигательно-координационной подготовки были существенно выше по сравнению с показателями контрольной группы. Это свидетельствует о том, что организация, содержание и проведение тренировочных занятий, призванных формировать культуру здоровья, должны соответствовать целям и задачам духовно-нравственного и физического развития каждого индивида. > Результаты эксперимента показали, что антиаритмик пентилаймалин является анестетиком длительного действия. Механизм действия пентилаймалина обусловлен его взаимодействием с натриевыми каналами. При электрической стимуляции нерва пентилаймалин вызывает сильно выраженное стимул-зависимое блокирование нервных волокон.

Ключевые слова:

показатели здоровья, культура здоровья, критерии оценки,педагогический эксперимент

DOI:

Скачать полный текст статьи