Усвоение ценностей в экологической сфере ведущее условие формирования экологического мышления

Авторы:

А.В. Назаренко , (кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова», Ульяновск)

Е.Е. Фунина , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова», Ульяновск)

Аннотация:

Непростая социально-экономическая ситуация в стране усложняется критическим состоянием окружающей природы. Для выхода из этой ситуации не принимается необходимых мер. Значительное ухудшение параметров среды обитания обусловило снижение здоровья, работоспособности, социально-общественной активности людей. Это обусловливает необходимость поиска действенных направлений кардинального решения возникших проблем. Многие специалисты в области социологии, экономики, экологии, психологии, философии видят путь преобразования страны в совершенствовании системы образования, обеспечивающей формирование ценностного отношения людей к окружающему миру как регулятора их поведения. Методы исследования: анализ научной литературы, использование опыта развитых стран по восстановлению разрушенных природных объектов, педагогический эксперимент, тестирование, математическая обработка материалов исследования. Результаты. Ухудшение среды обитания, понимание данного обстоятельства передовыми учеными и общественными деятелями детерминировало увеличение количества исследований по проблеме ценностных ориентаций учащейся молодежи и студентов, которые, составляя концептуальную основу научной деятельности в данном направлении, способствуют формированию активной жизненной позиции будущих специалистов в различных областях промышленного и сельскохозяйственного производства, определяющей будущее страны. В связи с этим экологическая безопасность как главная ценность нашего государства находит свое выражение во взаимоотношениях человека с окружающей природой, характер которого в значительной мере определяется усвоением ценностей в сфере экологии. В данной статье выявлены основные ценности в сфере экологии, раскрывается методика их усвоения, содержание которой включает информации о состоянии среды обитания на различных этапах развития общества, передовом опыте развитых стран по восстановлении природных объектов, безотходных технологиях производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, совершенствовании системы экологического образования и т.д.; формы учебной деятельности; критерии оценки степени усвоения экологических ценностей. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что усвоение студентами педагогического вуза – будущими педагогами – экологических ценностей позволяет им более глубоко осознать большую значимость экологии как интегрирующей научной дисциплины, способствующей формированию экологического мировоззрения и экологического мышления, определяющих понимание необходимости смены потребительского отношения к среде обитания на рациональное, природоохранное и природозащитное.

Ключевые слова:

экологическое мышление, будущие педагоги, окружающая среда, критерии оценки, педагогический эксперимент

DOI:

Скачать полный текст статьи