Новая парадигма организации и проведения учебного процесса по физическому воспитанию студентов

Авторы:

О.В. Шинкаренко , (кандидат педагогических наук, доцент , Самарский государственный технический университет, Самара)

Аннотация:

Повышение эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов является одной из актуальных проблем. В литературе предлагаются различные пути ее решения: использование разнообразных форм занятий физическими упражнениями; увеличение количества учебных занятий в неделю; введение экзамена по данному предмету и др. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. В данной статье рассматривается новый подход к организации и проведению занятий по физической культуре на основе сочетания интеллектуальной и двигательной деятельности. Существующая программа по физической культуре не ориентирована на интересы, потребности и запросы студентов, их возрастные особенности, не обеспечивает связи с интеллектуальными качествами. Результаты. Разработанная методика занятий по физической культуре на основе согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности включает в свое содержание: - определение показателей морфофункционального статуса; - уровень развития физических и координационных качеств; - проявление интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, мышления, аналитических способностей; - целенаправленное воздействие на мотивационную сферу занимающихся; - оценку качества выполнения физических упражнений, предусмотренных программой для студентов вузов; - систематическую проверку понимания значимости выполняемых двигательных заданий. Невнимание к развитию познавательной сферы, недооценка роли средств физической культуры и спорта в совершенствовании мышления, восприятия и других интеллектуальных качеств и других познавательных процессов значительно снижают уровень физического воспитания студентов вузов. Заключение. Проверенная в ходе педагогического эксперимента методика проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на основе согласованности интеллектуальной и двигательной деятельности показала свою эффективность. Физическая культура и спорт располагают значительными возможностями для формирования интеллектуальных качеств. Повышение уровня развития восприятия, внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов средствами физической культуры и спорта обусловливает понимание значимости целенаправленного, систематического воздействия физических упражнений на организм; обеспечивают разностороннее, гармоничное развитие.

Ключевые слова:

вуз, физическое воспитание, организация, новый подход

DOI:

Скачать полный текст статьи