Выявление механизма мотивационной сферы в беге на короткие дистанции

Авторы:

Анисимова Е.А. , (кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» г. Ульяновск)

Назаренко Л.Д. , (доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» г. Ульяновск)

Аннотация:

Мотивация – основополагающий структурный компонент спортивной подготовки, влияющий на процесс развития и совершенствования человека. Она обусловлена потребностями, интересами, жизненными ценностями и детерминирована целью спортивной деятельности, в процессе которой путем системы психолого-педагогических воздействий (информирования, убеждения, стимулирования) можно целенаправленно управлять мотивационной сферой 1, 3, 4. По мере осознания внутренней потребности в занятиях конкретным видом спорта как инструментария реализации имеющихся способностей, человек, руководствуясь преобладающими мотивами, проявляет готовность к спортивной деятельности 2. Сознательная потребность в самопознании способствует выявлению путей самореализации посредством системы целей, достижение которых позволит субъекту состояться как личности, модель которой разрабатывается вначале спортивной деятельности. Материал. Теоретическое и экспериментальное обоснование значимости мотивационной деятельности для роста спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Для проверки эффективности предлагаемой методики был проведен педагогический эксперимент, перед началом которого проведено тестирование с целью выявления исходного уровня общефизической и специальной подготовленности, анализ его результатов не выявил существенных различий по показателям общефизической и специальной беговой подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05). Тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции, рекомендованной РФ легкой атлетики. В ЭГ большое внимание уделялось формированию мотивационной сферы. С этой целью выявлялся доминирующая на данном этапе спортивной подготовки мотивация; осуществлялась объективная оценка структурного содержания мотивационной сферы; устанавливалась ее иерархия. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и специальной беговой подготовленности. Анализ полученных результатов показал, что в ЭГ прирост показателей оказался более существенным. Заключение. Целенаправленное формирование мотивационной сферы спортсмена, знание механизма мотивационной деятельности и его рациональное использование в ходе спортивной подготовки способствуют повышению эффективности тренировочного процесса; более глубокому вовлечению спортсмена в творческий совместный процесс по выявлению дополнительных возможностей, обеспечивающих рост спортивных достижений.

Ключевые слова:

мотив, мотивация, мотивационная деятельность, спортивное мастерство.

DOI: 10.14526/01_1111_01

Скачать полный текст статьи