Модель физической подготовленности юных волейболисток

Авторы:

Кудряшов Е.В., (кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь)

Паначев В.Д., (доктор социологических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь)

Аннотация:

Чем выше уровень развития физических качеств у волейболисток, тем успешнее у них проходит овладение техникой игры. В первую очередь значение имеют физические качества в таком сочетании, как этого требует специфика волейбола. Если уровень развития физических качеств недостаточный, овладение техникой будет происходить менее успешно и потребует много времени. Например, чтобы овладеть навыком приема и передачи мяча двумя руками сверху, нужна определенная сила мышц кистей рук. В противном случае занимающиеся не смогут хорошо овладеть основами волейбола. Если у занимающихся низкий уровень прыгучести, нападающий удар они не смогут изучить быстро и на нужной высоте сетки. В этой связи создание модели физической подготовленности является одной из главных составляющих успешной организации как тренировочного процесса, так и соревновательной деятельности. Материал.Для достижения поставленной цели было проведено тестирование 134 волейболисток различного уровня квалификации – от до спортивного разряда. Для оценки уровня развития основных физических качеств было отобрано 20 тестов, характеризующих: быстроту (бег «елочка» 91,6 м); скоростно-силовые качества (прыжок в высоту с места, метание набивного мяча весом 1 кг); прыжковую выносливость; силу (полидинамометрия следующих групп мышц: сгибателя и разгибателя бедра, сгибателя и разгибателя голени, подошвенного сгибателя стопы, суммарного показателя 5 мышечных групп ноги, сгибателя и разгибателя плеча, сгибателя и разгибателя предплечья, мышц кисти, суммарного показателя 5 мышечных групп руки, сгибателя туловища, суммарного показателя 11 исследованных мышечных групп). Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области волейбола, педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью, тестирование, методы математической статистики. Результаты. В процессе проведенных исследований, была разработана модель физической подготовленности юных волейболисток, на основе которой можно вносить коррективы в тренировочный процесс на различных этапах многолетнего процесса спортивного совершенствования. Заключение. Полученные данные позволяют отметить, что с ростом квалификации волейболисток повышается уровень развития основных физических качеств, а они, в свою очередь, могут служить ориентирами в процессе контроля за уровнем физической подготовленности юных волейболисток.

Ключевые слова:

модель, физическая подготовленность, юные волейболистки.

DOI: 10.14526/01_1111_08

Скачать полный текст статьи