Использование туристической подготовки в учебно-воспитательном процессе вуза на занятиях физической культурой

Авторы:

Оплетин А.А, (кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), г. Пермь)

Анненкова С.В. , (соискатель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), г. Пермь)

Аннотация:

Социально-экономические преобразования российского общества обозначили острые проблемы в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Увеличилось число студентов, относящихся к группе риска по состоянию здоровья, что влечёт за собой необходимость разработки программ, технологий по укреплению и сохранению здоровья, формированию компетенций в области физической культуры и спорта. Механизмом вовлечения студентов в спортивно оздоровительную деятельность являются туристические, спортивно-ориентированные мероприятия, физически активные виды досуга, неразрывно связанные с воспитательными и образовательными технологиями формирования физической активности и потребности в здоровом образе жизни, познании мира, саморазвитии и самопознании возможностей своего организма. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, анкетирование, моделирование, определение особенностей свойств личности, уровня физического здоровья. Материал. Разработка модуля, обеспечивающего сбалансированность потребности молодёжи в эффективном проведении свободного времени по сохранению и воспроизводству здоровья. Результат. Разработана программа по туризму, технология и методика комплексного воздействия на физическое и психо-эмоциональное состояние студентов с помощью физических упражнений, дыхательной гимнастики, аутогенной тренировки, социально-педагогического тренинга, самомассажа, универсальной системы разминки, а также дневник самоконтроля, паспорт здоровья и саморазвития личности студента. Экспериментальные данные подтверждают, что предложенная технология реализации созданной программы научно обоснована и способна включить самих студентовв познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности, при этом она активно приобщает их ксоставлению личностной технологии освоения изучаемого материала в русле избранной профессии. У студентов, занимающихся по экспериментальной программе, подтвердилось проявление возросшего положительного отношения к освоению физической культуры с её саморазвивающей направленностью. Заключение. Зафиксирована положительная динамика конкурентоспособности, устойчивости нравственного выбора студентов в проблемных ситуациях, появилась уверенность в себе и своих силах. Целью образования становится подготовка социально и профессионально компетентной, творчески активной, физически и нравственно здоровой, мобильной и толерантной, готовой к саморазвитию на любом этапе жизненного пути личности. Всё это реализуется на занятиях по физической культуре с использованием традиционных и нетрадиционных методов физической культуры, в том числе туристической подготовки.

Ключевые слова:

физическая культура, туристическая подготовка, саморазвитие, личность.

DOI: 10.14526/01_1111_35

Скачать полный текст статьи