Исследования составляющих здорового образа жизни студентов

Авторы:

Ю.А.Корепанова, (доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь)

В.Д.Паначев, (доктор социологических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь)

Аннотация:

В современном обществе здоровье рассматривается как социальное свойство личности, качественный и количественный уровень которого обеспечивает человеку конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональный рост. В настоящее время существуют многочисленные определения и ракурсы рассмотрения феномена здоровья и культуры здоровья. С этим связана сложность разработки программ по формированию культуры здоровья у населения, и в частности у студентов. Выделяют, например, некоторые наиболее известные подходы к пониманию сущности здоровья: медицинский, гигиенический, психологический, религиозный, биолого-информационный. В зависимости от этих подходов оздоровительная деятельность также понимается по-разному. Анализ научной литературы обнаружил следующее: для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т.е. инструментально. Представляется, соответственно, что физическое и психическое здоровье современного студента важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в вузе. Данные исследований студентов показывают, что состояние здоровья респондентов находится на низком уровне. Материал. Проведен анализ составляющих здорового образа жизни. В ходе исследований изучался вопрос об уровне знаний о здоровом образе жизни. Опрошены 1686 студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета, а также их преподаватели. Методы: анализ и обобщение научной литературы, мониторинг, интервьюирование, анкетирование. Результат. Главным итогом коллективного мониторинга составляющих здорового образа жизни являются: отказ от вредных привычек, регулярные занятия физической культурой и спортом, активность в студенческих мероприятиях, регулярное здоровое питание и двигательная активность, оптимизм и чувство юмора. Заключение. В целом наши исследования показали, что здоровьеформирующие компетенции у студентов университета еще недостаточно развиты, а это является показателем недостаточной оздоровительной и спортивно-массовой работы. Следовательно, необходимо активное вовлечение студенческой молодежи в физическую культуру и спорт, что в олимпийский год особенно актуально для оздоровления нации.

Ключевые слова:

здоровье, здоровьеформирующие компетенции, компоненты ЗОЖ.

DOI: 10.14526/00_1111_04

Скачать полный текст статьи