Перекрестные эффекты адаптации студентов к физическим нагрузкам

Автор:

О.Б. Кузнецова , (кандидат биологических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь)

Аннотация:

Физическая нагрузка – самый естественный фактор, воздействующий на человека. Адаптация к физической нагрузке повышает резистентность организма к широкому спектру потенциально повреждающих факторов окружающей среды.Известно, что при действии одних и тех же стрессорных факторов стресс-реакция организма у тренированных к физическим нагрузкам людей менее выражена, чем у малоподвижных, нетренированных людей, и, следовательно, их устойчивость к стрессорным воздействиям выше. Исследование закономерностей процессов адаптации человека к факторам внешней среды является одной из актуальных проблем современной науки. В процессе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для организма. Могут наблюдаться перекрестные защитные эффекты адаптации – ситуации, когда адаптация к действию определенного фактора повышает резистентность организма к повреждающему действию других факторов. Материал. В исследовании приняли участие студенты с высоким и низким уровнем двигательной активности. Изучали вегетативные реакции на умственную нагрузку у студентов первых и пятых курсов с разным уровнем физической активности. Методы: анализ и обобщение научной литературы, анализ содержания ГОС по специальностям 033100 «Физическая культура» и 032200 «Физика», тестирование, методы математической статистики. Результаты. Чувствительность к стрессорным воздействиям зависит от факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Студенты с высоким уровнем физической активности характеризуются более экономной и эффективной работой сердечно-сосудистой системы, как в условиях относительной покоя, так и во время умственной работы. Вегетативные компоненты умственной деятельности также определяются возрастными и гендерными факторами. Заключение. Результаты сравнительной оценки вегетативных реакций студентов в ответ на умственную нагрузку показывают, что существующие различия обусловлены уровнем физической активности, полом и возрастом. Для достижения значимых результатов в области активной профилактики заболеваний необходима длительная работа по созданию соответствующей инфраструктуры, воспитанию молодежи на основе принципов здорового поведения.

Ключевые слова:

физическая активность, умственная нагрузка, студенты, частота сокращений сердца.

DOI:10.14526/00_1111_07

Скачать полный текст статьи